Все статьи: Статьи общей тематики:
Промышленность и энергетика Республики Корея
В колониальный период тяжелая промышленность создавалась японцами в северной части Кореи, богатой гидроэнергоресурсами и сырьем. Южная же в этом отношении отставала; ее доля в добывающей промышленности составляла всего 10%, в химической — 18%. В 1953 г. обрабатывающая промышленность создавала всего-навсего 9% ВНП Южной Кореи.
В 1953—1961 гг. Южная Корея восстанавливала разрушенное гражданской войной хозяйство, производя лишь одежду, обувь, незатейливую бытовую утварь. В 1961 г. правительство Кореи взяло курс на преимущественное развитие экспортных производств (текстильная, швейная, обувная отрасли), что было необходимо для улучшения платежного баланса. В 1961—1972 гг. промышленность росла рекордными темпами — на 17% в год, а экспорт — на целых 36% в год! С конца 70-х годов фокус решительно переместился на тяжелую промышленность: прежде всего машиностроение (включая автомобиле- и судостроение), а также химическую и нефтехимическую промышленность. В 80-е годы в Корее стали уделять особое внимание отраслям высокой технологии — полупроводниковой, радиоэлектронной, производству компьютерной техники. Благодаря развитию машиностроения Южная Корея сумела наладить производство военной техники (оно покрывает 2/3 потребностей). военно-ориентированная продукция составляет около 10% крупных корпораций.
Размещение промышленности в Южной Корее
В конце 1950-х годов промышленность сосредоточивалась в двух городах — Сеуле и Пусане (тогда там трудилось 40% всех занятых в корейской промышленности). По мере индустриализации промышленность стала развиваться и в пригородных зонах этих крупнейших городов, а также в других провинциях.
Процессу рассредоточения промышленности способствовала государственная политика строительства новых крупных промышленных комплексов. Предприниматели, которые размещали в этих комплексах свои предприятия, получали льготы. Вместе с крупными промышленными комплексами росли и новые города, например Ульсан и Чангвон. В 80-е годы правительство построило крупные промышленные комплексы на юго-восточном, южном и юго-западном побережьях. В 1996 г. на Столичный район (Сеул + провинция Кёнгидо) приходится 46% занятых в корейской промышленности. Наряду с Сеулом, в него входят города Инчхон, Анъян, Пуджон, Сонгнам, Сувон. При широкой отраслевой структуре, Столичный район специализируется все-таки на отраслях высокой технологии. Практически все крупные промышленные компании страны (точнее — 88%) имеют здесь свои штаб-квартиры.
Пусанский промышленный район (Пусан + Кёнсан-Намдо) на юго-востоке Кореи сосредоточивает 22,5% занятых в обрабатывающей промышленности страны. Район как бы смотрит на Японию, главного (наряду с США) торгово-экономического партнера Кореи1. Главные промышленные центры района — Пусан, находящиеся севернее Ульсан и Пхохан и расположенный западнее Масан. Специализация района — черная металлургия, машиностроение, нефтехимия. Третий по значению промышленный район не прибрежный, а внутрений — Тэгу — Гуми (13% занятых). Город Тэгу — главный в стране производитель текстиля, а Гуми известен как значительный центр электронной промышленности. Промышленно-городские комплексы. Правительство развивало промышленность в комплексе с жильем, транспортной и социальной инфраструктурой (школы, больницы и т.п.). Из 500 промышленно-городских комплексов самого разного масштаба 29 являются большими, общенационального масштаба. Первый большой комплекс появился в 1967 г. в Куро, на железной дороге между Сеулом и его аванпортом Инчхоном. Он имел отчетливую ориентацию на экспорт.
Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 99.3 |
Население, млн. человек | 48.9 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 1151.0 |
Инфляция, % | 2.2 |
Уровень безработицы, % | 3.2 |
Посмотреть всю статистику Южной Кореи...
В 1970-е годы подобные комплексы были созданы на юго-восточном побережье, в 1980-е годы — на юго-западном. Местные (не столь мощные) промышленно-городские комплексы возникли в столицах провинций. Семь комплексов общенационального масштаба построено в Пусанском районе (на юго-востоке), пять — в Столичном.
В некоторых промышленно-городских комплексах (Пхохан, Ульсан) имеются ярко выраженные крупные предприятия-лидеры, с которыми кооперируются предприятия поменьше. В Пхохане таким лидером выступает металлургический комбинат ПОСКО, в Ульсане — автозавод Хёндэ.
В 1990-е годы корейские промышленные корпорации начали выносить производство в страны с более низкими производственными затратами (особенно на зарплату персонала). Это прежде всего Китай и страны Юго-Восточной Азии. Помимо того, в целях освоения новых рынков корейские предприятия были созданы в Европе (Западной и Восточной), а также в Северной Америке.
В настоящее время Республика Корея занимает видные позиции в целом ряде отраслей промышленности.
Черная металлургия Республики Корея
На сегодняшний день Южная Корея является шестой по величине металлургической державой мира. В 2000 г. здесь выплавлено 42 млн т стали (не намного меньше, чем в занимающих 4-е и 5-е места Германии и России). А ведь до появления в 1973 г. первого металлургического комбината в Пхохане стали в Корее выплавлялось чрезвычайно мало (в основном в дуговых электропечах).
Основной производитель металла — корпорация ПОСКО, которая по выплавке стали (26 млн т в год) возглавляет список крупнейших в мире. Главные центры черной металлургии — приморские города Пхохан и Кванъян. И железная руда, и коксующийся уголь — импортные. Руда в основном австралийская и бразильская; уголь и кокс также привозятся из Австралии.
Масштабы цветной металлургии скромнее. И все же собственным производством Корея целиком удовлетворяет внутренние потребности в цинке и свинце и на 2/3 — в меди (369 тыс. т в 1998 г.).
Автомобильная промышленность Республики Корея
В Южной Корее автомобильная промышленность составляет 9,4 % всего объёма добавленной стоимости, 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны.
Начало производству было положено в начале 1960-х годов, когда был принят первый пятилетний экономический план. С тех пор южнокорейская автомобильная промышленность стала одной из важнейших отраслей экономики, показывая высокие темпы роста. Сейчас Южная Корея — пятый в мире производитель автомобилей (её доля составляет 5,4 % мирового производства). В стране пять основных предприятий, производящих автомобильную продукцию — Hyundai Motor, Kia Motors, GM Daewoo Auto & Technology, SsangYong Motor Company и Renault Samsung Motors.
В 2002 году в стране было произведено более 3,1 млн автомобилей, в том же году продажи на местном рынке составили 1,62 млн автомобилей, что на 11,8 % больше, чем в 2001 году. Экспорт остался на прежнем уровне (1,5 млн автомобилей).
В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.
Судостроение Республики Корея
Судостроение включает в себя конструирование, ремонт и конверсию всех видов кораблей и судов. Южнокорейское судостроение в настоящее время является одной из ключевых отраслей промышленности и базовым фактором в её развитии, так как подталкивает вперёд и смежные отрасли — металлургию, химическую промышленность, электронику и т.д.
Строительство судовых верфей начало свой рост в 1970-х годах. В 1973 году компания Hyundai Heavy Industries закончила строительство своей первой верфи. В 1978 году компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering сдала в эксплуатацию свой первый док, а за ней в 1979 году это сделала и компания Samsung Heavy Industries. Сейчас эти три компании являются крупнейшими в стране в данном секторе экономики. Причём Hyundai Heavy Industries является крупнейшим производителем судов в мире.
В 1980-х годах кораблестроение продолжало бурный рост. Южная Корея стала вторым в мире производителем судов и кораблей. Только во второй половине 80-х годов доля мирового рынка Южной Кореи выросла с 10 % до 25 %. В 1990-х годах отрасль переживала качественный рост. Увеличивалась производительность труда и происходила аккумуляция новых технологий. В результате в 2002 году корейские судостроительные мощности страны оценивались в 6,8 млн CGT. Сильно выросла доля сложных и дорогих судов — крупнотоннажных контейнеровозов и нефтетанкеров, а также газовозов. Целенаправленная специализация привела к тому, что Корея приблизилась к завоеванию статуса монопольного производителя дорогостоящих судов — в 2005 году её доля в этом сегменте мирового судостроительного рынка достигла 59,3 % (для сравнения: японские компании в этой нише имеют 25,3 % — почти вдвое меньше). Так, в 2005 году Корея увеличила свою долю на рынке крупнотоннажных нефтетанкеров на 6 % — до 42,4 %, а доля её участия в изготовлении судов для перевозки сжиженного природного газа выросла на 0,1 % и составила 71,35%.
В 2005 году Южная Корея получила заказы на постройку 339 судов общим тоннажом 14,5 млн CGT, или 38 % общемирового портфеля. В 2004 году доля Кореи в объёме новых заказов составляла 36 % — 441 корабль (16,9 млн CGT).
Машиностроение Республики Корея
В машиностроение, помимо судостроения и автомобилестроения можно включить производство двигателей и турбин, металлообрабатывающего инструмента, горнодобывающего и сельскохозяйственного оборудования, холодильного и химического оборудования и т.д.
Машиностроение сильнее, чем остальные сектора экономики, пострадало от кризиса 1997 года. Производство и внутреннее потребление продукции отрасли в 1998 году сократилось почти вдвое, в основном это произошло из-за резкого оттока инвестиций и банкротства многих предприятий. В настоящее время отрасль ещё не до конца оправилась от последствий кризиса, однако в 1999 году объём производства составил 24,7 млн долларов, что на 25,3 % выше, чем в предыдущем году. Сократился также и импорт — за первый послекризисный год он упал на 53,4 %.
В 2002 году объём производства находился на уровне 38 млрд долларов (в докризисном 1996 году — 43 млрд долларов), при этом темпы роста в период между 2000 и 2002 годами составил в среднем 10 %. Объём импорта в 2002 году составил 21 млрд долларов (ежегодный прирост 18,2 %). Бо?льшая часть импорта приходилась на долю Японии — 40 %. Объём экспорта в 2002 году составил 13 млрд долларов (ежегодный прирост 8,3 %).
Металлургия. Южнокорейская металлургическая промышленность пережила кризис 1997 года относительно легко, достигнув предкризисного уровня производства уже в 1999 году.
Производство необработанной стали выросло с 38,9 млн тонн в 1996 году до 41 млн тонн в 1999 году, в результате чего Южная Корея стала шестым в мире производителем стали. Доля металлургии в общей структуре экономики также повысилась, достигнув 7 % в 1998 году. Доля в добавленной стоимости повысилась до 5,9%. Общий спрос на металлургическую продукцию рос на 11,7 % в год в период с 1996 по 1999 годы и на 6,9% в период с 2000 по 2002 годы, достигнув уровня 53,8 млн тонн в 2002 году. Внутренний спрос рос ещё более высокими темпами — на 12,4% в год с 1998 по 2002 годы. В 2002 году производство стали достигло 51,1 млн тонн.
Нефтехимическая промышленность. Несмотря на то, что южнокорейская нефтехимическая промышленность является достаточно молодой (её развитие началось в 70-х годах XX века), она является одной из важнейших отраслей экономики страны. Спрос на продукцию нефтехимической отрасли с конца 1980-х годов рос в полтора раза быстрее, чем валовый национальный продукт страны.
Три крупных промышленных комплекса расположены в Ульсане, Ечхоне и Тэсане. Ульсанский комплекс имеет три установки для крекинга сырой нефти, способные производить 1 130 тыс. тонн этилена ежегодно. В Ечхоне находятся пять установок для крекинга, производящих 2 890 тыс. тонн этилена ежегодно, также три установки находятся в Тэсане, они производят 1 680 тыс. тонн этилена ежегодно.
В 2002 году производство трёх основных типов продукции отрасли — синтетических смол, синтетических волокон и синтетических каучуков составляло 16 902 тыс. тонн, что на 6,0 % больше, чем в 2001 году. Из них 8 947 тыс. тонн, или 57,7 %, потреблялось на внутреннем рынке (годовой прирост 7,6 %) и 7 145 тыс. тонн, или 42,3 %, ушло на экспорт (прирост 4,1 %). Общий объём экспорта в денежном эквиваленте составил $9 265 млн, что на 10,4 % больше, чем в 2001 году.
Текстильная промышленность Республики Корея
Южнокорейская текстильная промышленность является экспортно-ориентированной — хотя страна покрывает около трети внутреннего спроса с помощью импорта, однако на экспорт идёт порядка двух третей производимой продукции. В общем объёме экспорта продукция текстильной отрасли держит 9,7 %, а торговый баланс в 2001 году составил 11,2 млрд долларов.
Отрасль сравнительно легко оправилась от последствий кризиса 1997 года, выйдя на докризисный уровень производства уже в 1999 году. Однако начиная с 2001 года объём экспорта начал постепенно снижаться. Основную причину этого эксперты видят в понижении цен — южнокорейским производителям стало трудно конкурировать с местными компаниями. Объём экспорта в период между январём и июнем 2003 года составил 7,3 млрд долларов, что на 2 % ниже, чем за год до этого. Объём производства также сократился на 3,5 %. Импорт одежды за тот же период, напротив, вырос на 21 %. Общий объём импорта текстильной продукции составил 2,26 млрд долларов, что на 9,1 % больше, чем за год до этого. По экспорту текстильной продукции Южная Корея занимает пятое место в мире после Китая, Италии, Германии и США. По объёму производства страна располагается на седьмом месте.
Большая часть инвестиций в текстильную отрасль, которые делает Южная Корея, идёт в Китай, кроме того, делаются инвестиции в текстильную отрасль США, Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Гватемалы, Гондураса, Бангладеша и Шри-Ланки. Прямые инвестиции в текстильную промышленность других стран в период с 1987 по 2002 год выросли в 110 раз. Количество работников отрасли в период с 1990 по 2001 год уменьшилось на 38,7 % — с 605 тыс. до 371 тыс. Объём добавленной стоимости текстильной промышленности упал с 8,6 трлн вон в 1989 году до 5,5 трлн вон в 2001 году.
Энергетика Республики Корея
Южная Корея — относительно бедная полезными ископаемыми страна. Её энергетические ресурсы включают небольшие запасы каменного угля, урана и гидроресурсов. Производство электроэнергии в 2001 году составило 5 212 тыс. тонн в нефтяном эквиваленте (ТНЭ), что соответствует только 2,7 % потребляемой в стране энергии. Добыча каменного угля упала с 2 228 тыс. ТНЭ в 1995 году до 1 718 тыс. ТНЭ в 2001 году. Гидроэлектростанции и возобновляемые источники энергии в 2001 году дали энергии в 1 038 тыс. ТНЭ и 2 456 тыс. ТНЭ соответственно. Разработка урановых залежей в Южной Корее не производится.
За последние три десятилетия потребление энергии в стране существенно выросло — с 43,9 млн ТНЭ в 1980 году до 198,4 млн ТНЭ в 2001. Основной источник энергии — нефть (51 % всей энергии в 2001 году). Южная Корея — шестой в мире потребитель и четвёртый в мире импортёр нефти. В 2001 году было импортировано около 1,1 млрд баррелей, в основном из стран Ближнего Востока. Страна также является вторым в мире импортёром сжиженного природного газа и седьмой в мире импортёр природного газа вообще. Импортируется также и каменный уголь — в основном из Китая и Австралии.
В 1978 году в стране был запущен первый атомный реактор, после чего атомная энергетика в стране начала быстро развиваться. Сейчас в стране 16 атомных электростанций. В 2001 году эти электростанции выработали 39 % всей электрической энергии.
Высокотехнологичное производство Республики Корея
Товары потребительской электроники (англ. Consumer electronics) делятся на три категории: аудиоустройства, видеоустройства и бытовые приборы. Видеоустройства включают устройства воспроизведения и записи видеоинформации (телевизоры, видеомагнитофоны, видео, фотокамеры и т. д.), аудиоустройства — устройства для записи и воспроизведения аудиоинформации, а бытовая техника включает домашние устройства, такие как микроволновые печи, холодильники, стиральные машины и т. п. Телекоммуникационное оборудование — это прежде всего устройства для проводной и беспроводной связи — роутеры, телефоны и т.д.
В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли — LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.
Телекоммуникационное оборудование, производящееся южнокорейскими компаниями — это, прежде всего, сотовые телефоны, хотя остальные сегменты также хорошо развиты. Это связано как с большим объёмом внутреннего рынка (который в 2002 году составил 27,9 млрд долларов), так и высоким спросом на южнокорейскую продукцию за рубежом (объём экспорта в 2002 году составил 22,3 млрд долларов). По данным Gartner, в июле — сентябре 2004 года Samsung Electronis, продав 22,9 млн мобильных телефонов, впервые опередила американскую компанию Motorola по числу проданных единиц, завоевав второе место (после финской Nokia), или 13,8 % всего мирового рынка терминалов.
Полупроводниковая промышленность Республики Корея
Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).
Полупроводниковая промышленность, особенно производство чипов памяти, сыграла ключевую роль в подъёме экономики страны после кризиса 1997 года. До сих пор Южная Корея является главным производителем чипов памяти в мире. Большая часть экспорта идёт в развитые страны: США, Японию, Евросоюз и страны Юго-Восточной Азии.
В период с 2000 по 2002 год южнокорейская полупроводниковая промышленность испытывала застой ввиду общемирового снижения спроса на полупроводниковую продукцию. Так, общее снижение объёма выпуска продукции в этот период составило около 10 млрд долларов (с 28,5 млрд до 18,2 млрд), однако уже в 2002 году был зафиксирован рост на 8,2 % из-за увеличения спроса на некоторые виды микросхем, в частности на чипы памяти DRAM. Экспорт в том же году вырос до 16,6 млрд долларов, что на 16 % выше, чем в предыдущем, 2001, году. Внутренний спрос на продукцию полупроводниковой промышленности вырос с 9 млрд в 2001 до 9,7 млрд в 2002 году (рост 7,7 %). Вырос также и объём импорта с 4,2 млрд до 8,6 млрд долларов.
Особенностью южнокорейской полупроводниковой промышленности является то, что она в большой степени зависит от спроса на чипы памяти, доля которых в общем объёме производства составляет 80-90 % (в других развитых странах эта доля колеблется от 10 % до 30 %). Рынок оборудования для полупроводниковой промышленности Южной Кореи составил в 2002 году 1,9 млрд долларов, однако только 15 % из этой цифры составляет внутреннее производство, остальное импортируется. Материалы для полупроводниковой промышленности включают маски для фотолитографии, кремниевые подложки микросхем, фоторезисторы и т. д. Объём внутреннего рынка материалов в 2002 году составлял 1,7 млрд долларов, половину этой суммы составил импорт из США и Японии. Зависимость от импорта полупроводниковых материалов в Южной Корее ниже, чем в Японии, однако выше, чем в США.
Источник - http://www.gecont.ru/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны