GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика и промышленность Канады. Развитие экономики Канады

Экономике Канады очень сильно благоприятствуют близость США и различные торговые договора, такие как автомобильный договор 1965 (Canada-United States Automotive Agreement), канадо-американское соглашение о свободной торговле 1989 (фр. ALE, англ. FTA) и Североамериканское соглашение о свободной торговле 1994 (НАФТА). Обладая большими запасами природных ресурсов и высокообразованным экономически активным населением, Канада использует серьёзные экономические возможности, что позволило экономике с 1993 вырастать в год в среднем на 3%.

Ещё до прибытия в Канаду европейцев испанцы и скандинавы уже ловили рыбу в Атлантическом океане, недалеко от современной провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.

В начале европейской колонизации Канады главным источником доходов была охота и торговля шкурами. Британцы обосновались на севере и северо-западе Канады, в современных провинциях Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Манитоба и в нынешних территориях Нунавут, Северо-Западные территории и Юкон. Эта обширная, очень слабо заселённая территория (не более 300 европейских жителей) управлялась Компанией Гудзонова залива. В то же время на востоке Канады, там, где сейчас располагаются провинции Остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Онтарио и Квебек, обосновались французы. Эта территория была известна под названием Новая Франция.

Французские и английские купцы исследовали эту область и занимались торговым обменом с бедными племенами алгонкинов, ирокезов и гуронов, меняя такие никудышные предметы, как стеклянные шарики, а также домашнюю утварь и металлические орудия на шкуры животных. Другие купцы предпочитали непосредственно охотиться на животных, шкуры которых впоследствии продавались в Европе.

За XIX век экономика Канады стала более зависима от земледелия, скотоводства и добычи полезных ископаемых. Значение охоты радикально уменьшилось. Однако, принимая во внимание огромный размер страны, экономика Канады различалась от области к области. В Онтарио главным источником доходов было земледелие и добыча полезных ископаемых. Эта провинция была тогда одним из крупнейших в мире центров земледелия и скотоводства. Квебек был промышленным, железнодорожным, портовым и банковским центром Канады, а также крупнейшим производителем электричества. Атлантические провинции значительно зависели от рыболовства, а провинции Центрального Запада — от земледелия (особенно от зерновой культуры).

В первые десятилетия XX века Онтарио пережила быстрый процесс индустриализации. Эта провинция стала крупным промышленным и банковским центром, однако Квебек сохранил за собой ведущее положение. Экономика Атлантических провинций стала зависеть, главным образом, от производства древесины и её производных, тогда как на Центральном Западе главным источником доходов оставалось земледелие, исключая Британскую Колумбию, которая, благодаря Ванкуверу, стала главным банковским центром Канадского Запада.

После Второй мировой войны Канада пережила быстрый процесс индустриализации. Экономика процветала на протяжении двух десятилетий, но быстрота экономического роста вызвала нехватку квалифицированной рабочей силы. Чтобы попытаться решить эту проблему, в 1960-х страна открыла свои двери иммигрантам всех национальностей.

До 1960-х Монреаль оставался финансовой столицей Канады. Однако много предприятий и магазинов этого города и провинции контролировалось англоязычными, преобладающими в квебекской экономике с начала XIX века. Лучшие рабочие места были предназначены для свободно говорящих по-английски. Хотя были и другие факторы, именно это стало важной причиной квебекского национализма, который достиг высшей точки ко времени принятия законов, сделавших обязательным использование французского языка на предприятиях с более чем 50 служащими. Это привело многие финансовые предприятия, располагающиеся в Монреале, в то время финансовой столице Канады, переехать в Торонто.

Мультинациональные предприятия, рынок которых распространялся за границы Квебека, также переехали в Торонто, окончательно ставший финансовой столицей Канады в 1970-х.

Вскоре после второй мировой войны в провинции Альберта были открыты крупные запасы нефти, что объясняет быстрый экономический рывок этой провинции, особенно после первого нефтяного шока 1973. В настоящее время Калгари и Эдмонтон являются важными железнодорожными, промышленными и финансовыми центрами, а экономика провинции имеет больший рост, чем вся остальная страна.

В 1989 Канада подписала с США канадо-американское соглашение о свободной торговле (ФТА). В 1994 в текст старого договора о свободной торговле включили Мексику в качестве нового члена Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Статистические показатели Канады
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км9970.0
Население, млн. человек34.3
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США1770.0
Инфляция, %1.8
Уровень безработицы, %7.3

Посмотреть всю статистику Канады...

В 1970-е в канадской экономике начался период спада, продлившийся до конца 1980-х. Значительно выросли правительственные расходы, и в госбюджете образовался растущий дефицит порядка десятков миллиардов американских долларов. В 1993 Пол Мартин стал министром финансов Канады. За десять следующих лет экономика страны улучшилась, частично из-за снижения торговых налогов, а также благодаря ФТА и НАФТА. Государственный долг в 36 миллиардов американских долларов был выплачен, государственный дефицит в 42 миллиарда долларов был аннулирован (в настоящее время бюджетный излишек канадского правительства составляет 33,8 миллиарда долларов), а процентное отношение общего внутреннего долга страны к её ВВП уменьшилось с 71,2 % в 1993 до 53 % в 2003, когда Мартин стал новым премьер-министром страны. С тех пор Канада продолжает экономически развиваться.

В настоящее время рост экономики Канады является одним из самых значительных среди развитых стран. Уровень безработицы в Канаде составляет в настоящее время 5,8 %, что является низшим значением за четыре последних десятилетия.

Сельское хозяйство Канады

Сельскохозяйственные земли занимают примерно 7 % Канады. Более трёх четвёртых этой площади, используемой для выращивания сельскохозяйственных продуктов, расположено в провинциях Центрального Запада страны. Эти провинции производят, в основном, пшеницу, одним из крупнейших мировых производителей которой Канада и является. Половина всей пшеницы, произведённой в Канаде, выращено в Саскачеване. Второй крупнейший производитель пшеницы в стране - это Альберта, далее идёт Манитоба. Провинции Центрального Запада различаются и по скотоводству. Альберта, обладающая крупнейшим поголовьем канадок (или Bos taurus, канадская порода коров) в стране,— это провинция с лучшим в Канаде индексом мясной продуктивности, и большая часть говядины перевозится и реализуется в других регионах страны или экспортируется в США.

Фермы в Онтарио. Фермеры этой области, заботящиеся о диверсификации выращиваемых продуктов, начали также выращивать культивированную чечевицу, рапс и женьшень, чтобы ответить на растущий в стране спрос на эти продукты. Британская Колумбия — крупнейший в стране производитель мяса цыплят и яиц.

На востоке Канады большая часть продуктов земледелия выращена на равнинах Великих озёр и в долине реки Святого Лаврентия. Жаркое лето юга Онтарио и Квебека и длинный вегетационный период в этой области позволяют выращивание самых различных продуктов, таких как салат-латук, огурец, кукуруза, яблоки, клубника и табак. Квебек является крупнейшим в Канаде производителем молока, обладая вторым по величине поголовьем крупного рогатого скота в стране. Франкоязычная провинция является также крупнейшим производителем молочных продуктов. Второй производитель молока, Онтарио, обладает, в свою очередь, третьим по величине поголовьем крупного рогатого скота. В Атлантических провинциях главным возделываемым растением является картофель.

Агентства канадского правительства устанавливают пределы производства и субсидии, помогающие защитить земледелие и скотоводство страны от колеблющихся цен и от зарубежных продуктов. Подобные агентства содействуют продаже продуктов самими производителями, помогая им посредством услуг и необходимых в сельскохозяйственной деятельности материалов. Рыболовство — это старейшая экономическая деятельность в Канаде. Большие Банки, расположенные непосредственно к востоку от Новой Шотландии, Нью-Брансуика и Ньюфаундленда и Лабрадора, богаты рыбными косяками, представляющими собой один из крупнейших мировых запасов. Рыбная промышленность Атлантических провинций ловит, главным образом, раков, лангустов, креветок и карпов. Значение других видов морских животных (все виды рыб), также имевших экономическую ценность для рыбаков, радикально уменьшилось за последние десятилетия из-за их чрезмерного лова. Эта проблема настолько важна, что в 2000 рыбная ловля была запрещена в водах на широте Ньюфаундленда и Лабрадора, что разорило местную рыбную промышленность. В Британской Колумбии наиболее важным видом является лосось. Британская Колумбия — это область, доля лосося в улове которой наибольшая во всей Северной Америке.

Около 40 % поверхности Канады покрыто тайгой, что позволяет ей быть крупнейшим экспортёром леса (и его производных) и одним из крупнейших в мире производителей бумаги. Эта продукция предназначается как для внутреннего рынка, так и для США, являющихся основным покупателем. Британская Колумбия стоит во главе этой отрасли, за ней следуют Квебек и Онтарио.

Обрабатывающая промышленность Канады

Онтарио и Квебек производят более 75 % всех промышленных продуктов, изготавливаемых в Канаде, а Торонто и Монреаль являются основными центрами обрабатывающей промышленности страны. Автомобили, грузовики, авто- и авиазапчасти — это основные продукты, изготавливаемые в Канаде и входящие в расчёт валовой рыночной стоимости изготовленных продуктов; далее следует промышленная переработка продуктов питания. Валовая рыночная стоимость продукта — это разница между рыночной стоимостью начального материала, использованного для изготовления данного продукта, и рыночной стоимостью полученного обработанного продукта.

Канада не имеет предприятий по производству автомобилей или грузовиков. Вместо этого в Канаде, особенно в Онтарио, но также и в Квебеке, производят свои машины многочисленные американские и японские автомобильные предприятия. Часть машин, изготовленных в стране, предназначена для канадского рынка, но большинство их идёт в США. С другой стороны, Канада — это мировой лидер в авиастроении и производстве поездов метро благодаря Bombardier Inc. Большая часть заводов предприятия Bombardier находится в агломерации Монреаля.

Другие важные производственные сектора Канады — это нефтехимическая, металлургическая и электронно-телекоммуникационная промышленность.

Горнодобывающая промышленность Канады

В настоящее время нефть является важнейшим природным ресурсом Канады. На снимке — памятник в Эдмонтоне, государственной нефтяной столице, символизирующий значение нефти для местной экономикиКанада является одним из крупнейших производителей алюминия, меди, железа, никеля, золота, урана и цинка. В Онтарио расположены большие запасы алюминия, меди, никеля, железа, титана и цинка. Провинция Онтарио — национальный лидер по добыче полезных ископаемых и крупнейший в мире поставщик никеля. В Квебеке располагаются большие залежи железа, цинка и асбеста. Крупнейший производитель железа в Канаде — Ньюфаундленд и Лабрадор. Британская Колумбия — крупнейший в стране производитель меди, а Нью-Брансуик — цинка. Запасы саскачеванского урана являются крупнейшими в мире. Разнообразие и незанятость полезных ископаемых Канады делают её одним из крупнейших мировых экспортёров продукции горнодобывающей промышленности.

Однако двумя важнейшими минеральными ресурсами остаются нефть и природный газ. Провинция Альберта обладает значительными запасами этих природных ресурсов и является национальным лидером по их добыче. В Альберте также находятся огромные запасы битума в виде битумных песков. Битум может быть использован для переработки в нефть в условиях растущих цен на нефть. Скачок цен с 2006 породил значительный рост инвестиций и производства «битумной нефти». В будущем, если цены сохранятся на прежнем уровне или продолжат расти, Канада легко могла бы стать одним из крупнейших поставщиков нефти в мире.

Строительство Канады

Строительная промышленность Канады в первую очередь сконцентрирована в главных городах страны, где ежедневно поселяются многочисленные иммигранты. Это города Калгари, Эдмонтон, Монреаль и особенно Торонто. Эта промышленность очень развита в Торонто, где много зданий и небоскрёбов находятся в процессе строительства или проектирования. Торонто — второй в мире город по активности строительства небоскрёбов, немного уступающий в этом Шанхаю.

Транспорт Канады

В Канаде очень много областей с пересечённым рельефом, представляющих препятствия для транспорта, — например, горы, большие озёра и леса. Несмотря на это, страна обладает современной транспортной системой, причём одной из самых развитых в мире.

Железнодорожная сеть Канады включает более 80 000 километров путей. Это четвёртая в мире по величине железнодорожная сеть, уступающая лишь сетям США, России и Китая. Двумя основными железнодорожными компаниями страны являются Canadian National Railway и Canadian Pacific Railway, последняя считается к тому же крупнейшей трансконтинентальной железной дорогой в мире, основанной в 1884. Эти две компании управляются частными предприятиями. VIA Rail — это железнодорожная междугородняя пассажирская служба под контролем канадского правительства. Крупнейший железнодорожный узел страны — Монреаль, за ним следуют Калгари и Торонто. В Торонто, Ванкувере и Монреале имеются современные системы метрополитена.

Поезд Canadian Pacific RailwayГлавные города Канады связаны между собой автострадами. Среди них выделяются Trans-Canada Highway («Трансканадская автомагистраль»), протянувшаяся на восемь тысяч километров от Тихого океана до Атлантического, и автострада 401, или Macdonald-Cartier Freeway, самая используемая автострада в мире. Основной автодорожный узел Канады — Монреаль, за ним следуют Торонто и Калгари. Монреаль обладает развитой системой скоростных дорог.

Главными портовыми центрами Канады являются Ванкувер, Монреаль, Галифакс, Сент-Джон и Торонто. Морской путь Святого Лаврентия позволяет большим судам проходить от Атлантического океана до Великих озёр. Главными воздушными воротами страны являются Торонто, Ванкувер и Монреаль. Основной авиакомпанией страны считается Air Canada. Главными аэропортовыми центрами страны являются Торонто, Ванкувер и Монреаль. Главным воздушно-транспортным предприятием страны является Air Canada.

Энергетика Канады

Канада — один из крупнейших в мире потребителей энергии на душу населения, в первую очередь, из-за своей индустриализированной экономики и своего сурового климата зимой. В Канаде обладает крупными источниками возобновляемой энергии, такими как многочисленные реки и озёра, сильные постоянные ветра в центральной и восточной областях, самые высокие морские приливы в заливе Фанди в Новой Шотландии. Страна выделяется также и по невозобновляемым энергетическим запасам. Она владеет крупнейшими в мире запасами урана в Саскачеване и крупными запасами нефти и природного газа в Альберте. Последняя провинция также располагает крупнейшими в мире запасами битумного песка.

Более 60 % электричества, потребляемого в стране, производится на гидроэлектростанциях, 18 % — на атомных станциях, 12 % — на теплоэлектростанциях, работающих на природном газе, 8 % — на теплоэлектростанциях, работающих на угле, и 2 % идёт от других энергетических источников. Все провинции Канады, за исключением острова Принца Эдуарда, производят электроэнергию с излишком (особенно Квебек), который экспортируется в США. Канада принадлежит к немногим развитым странам, экспортирующим энергию за границу. Экспорт электричества в США является важным источником доходов для Квебека и Ньюфаундленда и Лабрадора.

С 2007 в восточных провинциях расширяется строительство ветряных электростанций, но объём выработанной ими энергии остаётся незначительным.

Экономически активное население Канады

В 2004 экономически активное население Канады составляло 17,37 миллиона работников. На эту дату около 72,5 % лиц мужского пола старше 18 лет входило в состав канадского экономически активного населения, тогда как своего максимума после Второй мировой войны в 78,7 % соотношение достигло в 1981 году. К экономически активному населению относилось около 59 % лиц женского пола старше 18 лет. Среднегодовой доход мужчин составлял около 40 700 канадских долларов, женщин — около 28 400 канадских долларов. Примерно 35 % экономически активного населения являлось членами профсоюзов. Лишь 2 % крестьян состояло в профсоюзах, тогда как доля работников государственного управления с профсоюзным билетом составляла около 80 %.

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА