GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи о достопримечательностях:

Львовские кофейни, где когда-то собиралась литературная богема

Для людей творческих, особенно влюбленных в литературу, кофе - это словно краски чернил, они ею пишут свои творения. Поглощены мыслями, выдающиеся украинские художники когда бежали по улицам, спеша зайти в любимую забегаловку или кофейню, чтобы громко сообщить посетителей: родилась идея! Мы решили попутешествовать по улицам старого Львова и рассказать, где же раньше собирались выдающиеся украинские мыслители и пили кофе.

Кофе подходит только к газетам

Кофейни Львова издавна конкурировали между собой за качество публики, которая в них собиралась. Немецкий писатель-путешественник Иоганн Георг Коль еще в 1841 году писал в своих записях, лучшей среди учреждений является кофейня Вольфа. Позже пальму первенства получила «Венская», кстати, самая старая во Львове, основанная еще в далеком 1829 году. Оба заведения располагались на центральных Гетманских Валах, которые сейчас известны как проспект Свободы. В те времена ними прохаживались дамы в шляпках под ручку со своими кавалерами, а вечером по лужам бежали писатели, чтобы обсудить последние интересные дня.

Одним из них был сам Иван Франко. Художник был разборчив в выборе заведений, но часто заходил в «Венскую» на кофе и, конечно, почитать газеты. Любил садиться за отдельным столиком в одно и то же время, поэтому все, кто хотел с ним увидеться, знали, где и когда его найти.

«Эта ежедневная полуденная порция газет, - вспоминал Михаил Грушевский о Франко, - был необходимым, как хлеб, элементом его жизни: как профессиональный газетчик он прочитывал их в огромном количестве, и это стало его второй натурой».

Господин Грушевский, безусловно, писал это все из собственных наблюдений, ведь и сам частенько заходил туда же на кофе. «Венская» была любимицей тогдашней творческой элиты. Кроме названных, приходили туда и этнографы Владимир Охримович и Владимир Гнатюк, писатель Дмитрий Донцов с женой - поэтессой и общественным деятелем Марией Бачинской.

Когда же приходило время десерта, то творческие натуры по всему Львову бежали за сладостями и сенсациями к сахарной Михала Монне на современной улице Театральной. Она была очень популярным местом во второй половине 19 века, а когда же хозяин умер, то на том же месте открыл сахарная Ян Гефлинґер.

Долгое время литературно-художественным «Клюб» была кофейня на улице Краковской. Ее название «Пекелко» красноречиво предупреждала о том, что в этих шумных залах рождаются гениальные идеи под шквалом адских драк, ссор и криков. К утру здесь засиживались художники. А вот журналисты и музыканты мимоходом заглядывали в дом «Под лебедем» на Галицкой.

Еще одной настоящей сенсацией, но уже в начале 20 века, была кофейня «Американская». Через прессу сюда долетали новости со всего мира. Их можно было «проглотить» вместе с запахом кофе в отдельном зале-читальни. Оркестр развлекал требовательную, литературно капризную публику, засиживалась здесь до полуночи.

Подробнее о то, чем заняться и что посмотреть во Львове, читайте на сайте https://votpusk.info/lvov.html

Кофейная академия литературы

Что ни говорите, а любимых кофейнях львовской богемы был «Атляс» на углу площади Рынок. Здесь разрушались социальные границы, потому что у священника сидел поэт, у художника - генерал, у профессора - студент, а у чиновника - скульптор или актер. Это была кофейная академия литературы, где художники устраивали ораторские и актерские конкурсы, звучали диспуты и веселый тон интеллектуальных шуток.

Каждую пятницу сходились врачи после своих профессиональных собраний, а вот четверг был днем ​​студентов: они здесь собирались между пяти и семи вечера. Чего здесь только не происходило: концерты, литературные вечера, презентации новых картин, апробация новых ролей, литературные дуэли, настоящие жаркие споры.

«Атляс» стал своеобразной львовской ложей. Традиции этого места с трепетом передавались из поколения в поколение. Родители приводили сюда своих детей, а те, повзрослев, приводили уже своих детей. Так «Атляс» учил, воспитывал, развлекал, воодушевлял и останавливал время.

Центром львовского вселенной и «драгоценностью» «Атляса» был песенник и журналист Генрик Збежховський, который играл на фортепиано, держа рядом бокал вина и сигарету. Интересно, что компанию ему составлял священник, редактор церковной газеты Францишек Блотницький.

Это единственное место, где деньги не имели никакого значения, по крайней мере для поэтов, которые были бедны, как церковные мыши. Они платили за обед символично - стихами. Владельцем ресторана был Эдвард Терлецкий, который вдохновлял атмосферу площади Рынок шутками и забавными историями. Юмор господина Эдя, как его называли, был изюминкой кафе. А выражения, формулировали правила для посетителей заведения, становились крылатыми. Одно из них было следующее: «Тарелок, стаканов и кресел в качестве аргументов своих политических и религиозных убеждений использовать разрешается».

Неудивительно, что во Львове на то время было много евреев, но именно выдающиеся евреи среди всех заведений предпочитали «Атляс». Сюда заходил писатель и художник Бруно Шульц, а еще гениальный пианист и лауреат нескольких премий «Грэмми» Артур Рубинштейн. Последний не раз очаровывал залы звучанием Шопена, особенно когда речь шла о потрясающий «Концерт №2».

Да и вообще, кого здесь только не было. Говорят, что сюда каким-то восточным ветром «занесло» японскую оперную певицу Теико Киву. Она влюбилась в эту кофейню, а ее традиционным заказом были бефштик (бифштекс) с рисом и французское шампанское.

То, что этот ресторан был кофейной академией литературы - проверенный факт. Здесь можно было заказать стишок на именины невесты или любимой бабушки, любовное письмо или речь на похороны. Мастера слова здесь фактически «жили» круглосуточно.

Во время советской оккупации в город приехало много писателей, среди которых были Николай Бажан, Александр Корнейчук, Алексей Десняк, а еще русский писатель граф Алексей Толстой.

В 1911 году на площади Генерала Григоренко, тогдашний Францишка Смольки, открылась изысканная кофейня с мраморными украшениями «Варшава», где ежедневно проходили музыкальные вечера. Постоянными посетителями здесь были степенные члены конного клуба.

Это редкий салон-кофейня, где уже в те далекие времена наслаждались джазом, создавали любительские джазовые группы, подплясывали на американский лад. Эта атмосфера заполонила посетителей не случайно, потому что владельцы кофейни имели отлаженную систему корреспонденции, а западноевропейские журналы знакомили с тогдашними новинками салонного шика.

Впоследствии заведение стало центром еврейской адвокатуры, купечества и молодежи. Здесь, в центре города Льва, живо расцветал еврейский национализм. Журналисты острили свое перо, а после рюмки-другой все дела считали автоматически своими. Затем они разносили еврейские сплетни в утренних газетах и ​​журналах по городу, было в то время похоже на настоящий «ярмарка народов».

Помимо прекрасных кофеен, во Львове есть огромное множество других достопримечательностей, и интересных мест. С полным списком вы можете озанкомится на странице https://votpusk.info/dostoprimechatelnosti-lvova.html

«Лювр» в Лемберге

Варшава, Австрия, Германия, Америка - все уже было! Но как же без Франции? Даже она возможна во Львове, городе вечного дождя, романтики и таинственности.

Кофейня с запахом французских духов, изящными посетительницами в шляпках и ценителями мировых шедевров. «Лювр» в 20 веке был элегантным заведением Галичины: его залы украшали полотна художников, в частности Феликса Виґживальського. На одном из произведений тот изобразил средневековую площадь Рынок.

Уже в 30-х годах здесь собирались украинские писатели, общественные и политические деятели, адвокаты и вообще вся интеллектуальная элита. Кого здесь только не было: Богдан Нижанкивский, Анатоль и Ярослав Курдыдык, Владимир Ковальчук, Осип Навроцкий, Лев Петрушевич, Степан Шухевич и даже Владимир Бачинский. Последний был человеком чрезвычайно уважаемой в политических кругах: он был послом австрийского парламента и председателем Украинской национально-демократической партии. Словом, «Лювр» был местом оживленной интеллектуальной дискуссии, где целая плеяда выдающихся личностей творила и отдыхала.

Львовский Монмартр

Портили собственность львовских заведений не только тонкие поэтические натуры. Например, математики отнюдь не отставали, но собираться любили отдельно - в стенах кафе «Шотландская».

Гении Львовской математической школы до утра обсуждали теории, а важные мысли записывали то, что было под рукой: салфетках, скатертях, страницах меню и даже на рабочем столе. Утром гениальные идеи забывались, а официантам оставалось только чистить расписаны столы.

Одним из постоянных посетителей заведения был Стефан Банах, соучредитель Львовской математической школы. О нем говорили, что он мог просидеть за палкой споров аж 17 часов! Владелец к такой диковинки был лоялен, его седьмое чувство подсказывало: в этой хаотической атмосфере творится история. В «Шкоцький», как ее называли на польском языке, за решение сложных задач придумывали призы. Например, однажды коллега Банаха и его ученик Станислав Мазур нашел доказательства очень сложной теоремы о банахово пространство, а наградой за это стал ... живой гусь.

Интересно, что после надоедливых замечаний владельцев ресторана о списанных столы жена Банаха, Луция Браус, решила наконец купить толстую тетрадь для записи теорем. До самой войны на его страницах записывали гениальные математические доказательства, а потом эту «Шкоцьку книгу» вывезли в Польшу.

«Монополь», или Как Франко молодежь поучал

В начале 20 века в Львове возникает очаг «Молодая муза», вдохновленный лозунгом «Служить красоте». Членами группировки становятся писатели Петр Карманский, Василий Пачовський, Богдан Липкий, Михаил Яцков, Сидор Твердохлеб и Остап Луцкий.

Это скорее была не организация, а клуб художественной богемы. Впоследствии к нему присоединились композитор Станислав Людкевич, скульптор Михаил Паращук, художник Иван Северин, скрипач Иван Косинин и даже фельетонист Осип Шпитко.

Святилищем, к которому вели все пути, для них была кофейня «Монополь», или «централка». Это заведение было в доме Шпрехера, недавно известном как Дом книги, сразу за памятником Мицкевичу.
Заказав чашку кофе, можно было просидеть целый вечер, вычитать до последней точки все журналы. Посетители каждый вечер слышали речи и дискуссии, свидетельствовали конкурсы с придумывания рифмы. Например, Богдан Липкий привносил дух польского искусства и идеи Ягеллонского университета.

И наибольшее оживление вносил Иван Франко. Он заходил в кафе почти ежедневно под вечер с охапкой рукописей и корректур под мышкой. В старом потертом одежде он садился рядом с состоятельными паничами, выпивал чашку чая, вытаскивал из кармана серебряную монету и играл ею. Он ожидал, что кто-то «подкинет» какую-то тему для разговора, но молодые как роты зашивались. Все знали, что ввязываться в спор с метром - бесполезно.

«Говорите что!» - в конце восклицал Франко, которому хотелось поговорить и забыть о том, что после целого дня мозольного труда его ждет не менее тяжелая работа дома. Когда кто-то начинал что-то робко лепетать, метр внимательно прислушался. Затем ловил фразы, ему никак не нравились, и своим привычным забрасывал: «Глупости говорите!»После этого Франко не умолкал. Кофейня моментально превращалась в аудиторию, а вся напыщенная литературная богема - студентов из раскрытыми ртами. Молодомузивци узнавали много такого, чего бы не вычитали в одной книге.

Когда Франко хотелось изменить атмосферу, он навещал других кофейных вдохновительниц - кафе Шнайдера или «Ромы». Что интересно, в кафе он вообще ходил не по кофе, ведь любил чай таки больше.

Писательские курьезы, или Цирк на проволоке в кафе Райха

Чего только не видела и не знала старая добрая кафе Самуила Райха, которая была на площади Рынок, 5. Известный писатель Василий Стефаник, приезжая во Львов, всегда заходил туда и писал на салфетке записку: «Сижу в Райха, приходите». С ней он посылал парня в редакцию «Литературно-научного вестника». Те сразу понимали: Стефаник привез новый рассказ и ждет аванса.

Однако иногда Стефаник просил аванса за еще не написанное произведение, а порой даже после платные мог его недописаты. Поэтому Стефаника деликатно напоминали, но он оправдывался тем, что жить в долг для писателя нормально.

В Райха любил посидеть писатель-молодомузивець Михаил Яцков. Он работал в редакции Научного общества имени Шевченко под руководством Ивана Франко. Зачастую он навещал забегаловки, но только тогда, когда Франко отсутствовал.

Однажды Франко вернулся предусмотрено ранее, и Яцкив быстренько скрылся в шкаф. Войдя, Франко сразу уловил запах перегара и спросил канцеляриста: «Где Михаил?» Тот кивнул на шкаф, и Иван Яковлевич резко дернул дверцу, и так, что Яцкив вывалился на пол.

На этом приключения Михаила Яцкива не заканчивались. Когда во Львов приехала Леся Украинка, он решил, что влюбился и имеет ее известить об этом. Купил цветы и отправился в «Жорж», где остановилась поэтесса. Впрочем, дорогой решил заглянуть в забегаловки Райха: там уже сидело несколько молодомузивцив, которые, узнав о благородных намерениях, посоветовали ему для храбрости выпить рома.На одном бокальчику НЕ ограничилось, и вскоре Яцков был уже настолько боевой настрой, что, не мешкая, отправился в «Жорж». Когда вручал букет Леси, то волей-неволей должен выдохнуть обогащенное напитка воздуха. Леся заметила, что цветы имеют подозрительный запах и ... букет не взяла.

Поэтому все во львовских кофейнях заканчивалось благополучно литературно, но так о кофе и говорят: напиток с горчинкой.

Источник - Votpusk.info

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА