GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Тайланда: промышленность, сельское хозяйство, внешняя торговля

Таиланд - развивающаяся аграрно-индустриальная страна, экономика которой находится в сильной зависимости от иностранного капитала. Основа экономики - сельское хозяйство (даёт около 60% валового национального продукта) и относительно развитая горнодобывающая промышленность.

Таиланд с большим отрывом лидирует по экономической мощи среди стран Индокитая и чуть проигрывает Малайзии, Сингапуру и Индонезии и, если брать весь регион ЮВА в целом. Страна прочно стоит на ногах и занимает в мире положение, сравнимое с Россией, в списке стран-лидеров со средним уровнем развития.

Столица страны если и не полностью гламурна, как Куала-Лумпур или Сингапур, но очень, очень стремится соответствовать. Таиланд — азиатский дракон так называемой «второй волны». Первыми были в 60-70-е годы Корея, Япония, Тайвань и Гонконг. В 80?90-е за ними пошли Таиланд, Малайзия, Сингапур и Индонезия. Реформы Према Тинсуланона основывались на низких налогах и привлечении инвестиций. Поэтому при нем пышным цветом расцвели производство электроники, одежды и обуви под маркой известных японских и корейских брендов.

Как, впрочем, и завершение сплошной электрификации страны, строительство скоростных шоссе, портов и терминала международного аэропорта Донмыанг. ВВП Таиланда составляет $150 млрд. Это 33-еместо в мире, это где-то треть ВВП России. ВВП на душу населения — $2309, ВВП по ППС —$7580. Темпы роста экономики Таиланда в 2005 году замедлились, но все равно составляют в среднем 3— 4 % в год. Но, как это обычно свойственно странам со средним уровнем развития, распределяется богатство очень неравномерно: есть нищие и есть «новые тайцы». С другой стороны, совсем нищих мало (меньше 10%). Минимальная зарплата в стране составляет 150В в день (около $3).

Денежная единица Таиланда — бат (THB), состоящий из 100 сатангов. $1 = 45 В, но для удобства можно округлять до 50. Баты бывают разные: 20,50, 100, 500 и 1000. Есть монеты по 1, 5 и 10 батов. Самые ходовые купюры — 100 В (красная) и 50 В(голубая). Во всех туристических местах любят наличные доллары, но старые, потрепанные не принимают. Банкоматы есть везде, но кредиткам предпочитают кэш. Обменников много, лучший курс в крупных торговых центрах и аэропортах.

Центральный район страны богаче и мощнее остальных районов. В Бангкоке и его окрестностях сосредоточено большинство промышленных предприятий, банков, торговых фирм и транспортных объектов. К Центральной равнине приурочены самые плодородные земли Таиланда. Здесь выращивают рис, сахарный тростник, кукурузу, маниоку. В этом районе создается непропорционально высокая доля национального дохода.

Экономическое развитие Северо-Востока сдерживается из-за малоплодородных почв, сравнительно засушливого климата и нехватки денежных ресурсов. Несмотря на реализацию государственных программ дорожного строительства, улучшения системы водоснабжения и укрепления сферы социального обслуживания, преодолеть отсталость района не удается, и он является самым бедным в стране.

В северном Таиланде заниматься сельским хозяйством можно лишь в долинах. Издавна главным товаром здесь была древесина, но в связи с распространением земледелия и чрезмерными рубками лесопокрытая площадь сократилась. В настоящее время на государственных землях промышленные лесозаготовки запрещены.

Юг страны, занимающий лишь 1/7 часть ее территории, более широким фронтом обращен к морю, чем все другие районы вместе взятые. Поэтому здесь много небольших рыбацких гаваней. Через главные местные порты Сонгкхла и Пхукет ведутся внешнеторговые операции. Основная продукция этого района – каучук и олово.

Промышленность Тайланда

Доля горнодобывающей промышленности в ВВП составляет всего ок. 1,6%, но эта отрасль остается значительным источником экспортны валютных поступлений. Таиланд является одним из ведущих поставщиков олова и вольфрама на мировой рынок. В небольших размерах добываются также некоторые другие полезные ископаемые, среди них такие драгоценные камни, как рубины и сапфиры. В 1980-х годах в прибрежных водах началась разработка месторождений природного газа.

Обрабатывающая промышленность развивалась бурными темпами в 1990-е годы и стала важнейшим сектором экономики, в котором в 1996 было создано почти 30% ВВП. Развиты такие отрасли промышленности, как электронная, нефтехимическая, сборка автомашин, ювелирная.

В 1960–1970-е годы возникли предприятия текстильной и пищевой промышлености (в том числе по производству прохладительных напитков, замораживанию креветок и консервированных морепродуктов). Продолжается рост выпуска табачной продукции, пластических масс, цемента, фанеры, автомобильных шин. Население Таиланда занимается традиционными кустарными промыслами – резьбой по дереву, производством шелковых тканей и лаковых изделий.

Промышленность ныне обеспечивает 44 % таиландского ВВП. В авангарде идут технологичные отрасли: сборка компьютеров, прочей электроники, сборка автомобилей. Автозаводы располагаются в специальных офшорных зонах. На внутреннем рынке господствуют концерны «Тойота» и «Исудзу».Серьезны достижения страны в химпроме(нефтехимия, фармацевтика), традиционно сильная текстильная индустрия (Таиланд —крупнейший экспортер шелка). Не надо забывать и о туризме (6 % ВВП). Эта отрасль направлена на максимальное выкачивание из приезжих фарангов денег. На провинциальном уровне очень развиты разнообразные ремесла. Премьер-министр Таксин даже выдвинул лозунг: «Одна деревня — один товар», подразумевая под этим централизованную специализацию местной промышленности. Тайские недра — это прежде всего вольфрам и олово (3-е место в мире по запасам), которые славятся своей чистотой и отсутствием примесей. Как уже было отмечено, леса до фига, но рубили его чересчур интенсивно (27 млн. кубов ежегодно) и в конце концов решили больше не рубить, а закупать в Бирме и других соседних странах. Много в Таиланде (вернее, в окружающих его морях) также и рыбы. И здесь Таиланд своего не упускает, постоянно наращивая «рыболовные мускулы» — в год вылавливают около 4 млн. тонн, рыбные консервы расходятся по всему миру, в том числе и в Россию. Также есть и такая вещь, как драгоценные камни, — по ним Таиланд вместе с соседкой Бирмой является одним из мировых лидеров.

Сельское хозяйство Тайланда

С середины 1970-х годов происходило уменьшение роли сельского хозяйства, в котором в 1996 было создано лишь 10% национального дохода против 34% в 1973. Тем не менее отрасль удовлетворяет внутренний спрос на продукты питания.

Примерно треть всей территории страны занимают обрабатываемые угодья, из них половина отведена под посевы риса. Крестьянские хозяйства страдают от малоземелья, однако в период после Второй мировой войны они сумели добиться постепенного увеличения сборов зерна. С начала 1980-х годов Таиланд стал крупнейшим в мире экспортером риса, а в конце 1990-х годов по валовому сбору риса (22 млн. т) занимал 6-е место в мире.

Государственные мероприятия, направленные на диверсификацию отраслевой структуры агропроизводства в 1970-е годы, способствовали к росту урожаев и увеличению продаж за границу ряда сельскохозяйственных товаров, включая маниок, сахарный тростник, кукурузу и ананасы. Подъем, хотя и медленный, наблюдался в каучуководстве. Все это позволило экономике Таиланда менее болезненно реагировать на колебания мировых цен на рис. В значительном объеме выращивают также хлопчатник и джут.

Животноводство играет подчиненную роль. Для вспашки полей содержат буйволов, которых постепенно вытесняют относительно недорогие средства малой механизации. Большинство крестьян разводят на мясо свиней и кур, причем особенно интенсивно рост товарного птицеводства происходил в 1970–1980-е годы. На Северо-Востоке выращивание крупного рогатого скота на продажу издавна является важным источником доходов местных жителей.

В пищевом рационе таиландцев рыба является главным источником белков. Для сельских жителей особенно важны пресноводная рыба и ракообразные, которых вылавливают и даже разводят на заливных рисовых полях, в каналах и водохранилищах. С 1960-х годов морское рыболовство стало одной из ведущих отраслей народного хозяйства. С конца 1980-х годов большое значение приобрело разведение креветок на аквафермах. В конце 1990-х годов по улову морепродуктов Таиланд занимал 9-е место в мире (ок. 2,9 млн. т).

В лесах Таиланда представлены многие ценные породы деревьев с твердой древесиной, включая тик. Вывоз за границу тика был запрещен в 1978, и тогда же вклад недавно еще важной отрасли в создание национального дохода снизился до 1,6%. Однако объем лесозаготовок сократился ненамного, что заставило в 1989 принять срочные законодательные меры по их почти полному ограничению. Тем не менее нелегальные рубки продолжаются, в том числе с целью расширения площадей сельскохозяйственных угодий и поселений. Еще в конце 1980-х годов на заповедных лесных землях проживало ок. 5 млн. человек.

Внешняя торговля Тайланда

В период с 1952 по 1997 Таиланд испытывал постоянный дефицит внешнеторгового баланса, который приходилось покрывать за счет доходов от иностранного туризма и внешних займов. По окончании холодной войны займы стали поступать преимущественно от зарубежных частных банков и инвесторов. До 1997 Таиланд считался надежной и привлекательной страной для капиталовложений, но затем эта репутация была подорвана в результате кризиса, причиной которого стали накопившиеся долговые обязательства, а также спад экспорта.

Благодаря развитию в 1990-е годы экспортных отраслей промышленности Таиланд теперь меньше зависит от поставок на мировой рынок своей аграрной продукции, которая формирует ок. 25%. Основные статьи экспорта – компьютеры и комплектующие, интегральные схемы, электрические трансформаторы, ювелирные изделия, готовая одежда, ткани, разнообразная продукция из пластика, олово, плавиковый шпат, цинковая руда, сельскохозяйственная продукция (рис, каучук, тапиока, сорго, кенаф, джут), морепродукты. Импорт состоит в основном из машин и оборудования, потребительских товаров, нефти и нефтепродуктов.

Экспорт направляется прежде всего в США, на втором месте стоит Япония. Последняя выступает главным поставщиком товаров для внутреннего рынка Таиланда. Основная часть инвестиций поступает из США и Японии.

Экспорт Таиланда базируется на двух китах: электроника — компьютеры, произведенные по лицензиям всемирных монстров, и традиционный рис. Среди контрагентов преобладают США (22 %), Япония (14 %), другие азиатские страны, среди европейцев первенствуют Великобритания, Нидерланды и Гер-мания (по 4 %). Главный продукт импорта Таиланда — топливо и тяжелое оборудование. Топливо поступает из Брунея и Индонезии, оборудование — из США и Японии. Внешний долг у Таиланда большой ($50 млрд.), но есть тенденция к его сокращению. В абсолютных цифрах экспорт-импорт Таиланда колеблется в пределах $110?120млрд в год. Тайская армия насчитывает 300 тысяч человек, верховным главнокомандующим является король. Серьезных войн армия не вела уже очень давно, со времен бирманского вторжения(конец XVIII века), и принцип внешней политики страны — уходить от всех конфликтов, от каких возможно. Функции армии обращены больше внутрь страны: подавление всяких партизан на границах и максимальное участие в дележке политико-экономического пирога. Стать военным в Таиланде означает в 90 % случае экономически обеспечить семью. Но на всех не хватает, поэтому очень часто стычки, как военных с гражданскими, так и между военными. В плане вооружения и совместных маневров в Таиланде продолжается ориентация на США.

Транспорт Тайланда

Железные дороги Таиланда имеют протяженность ок. 4 тыс. км и связывают Бангкок с основными городами на севере и северо-востоке страны, а также с Малайзией и Сингапуром. Развитая система автомобильных дорог (протяженность свыше 70 тыс. км) позволяет добраться до любого уголка Таиланда. Большое значение для внутреннего сообщения имеет водный речной транспорт, который обеспечивает ок. 60% перевозок. Через международный аэропорт в Бангкоке Таиланд связан со многими странами Европы, Азии, Америки и Австралии ежедневными регулярными рейсами. Имеется регулярное авиасообщение со многими городами страны. Главные морские порты – Бангкок, Саттахип, Пхукет, Сонгкхла, Кантанг. Бoльшая часть импорта и экспорта проходит через порт Бангкока.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи