GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Кипра: промышленность, сельское хозяйство, торговля

Кипрская экономика пусть и небольшая, но очень гибкая и здравая. Последнее время она проявяла себя как быстро приспосабливающаяся структура, готовая трансформироваться в нужном направлении в минимальные сроки.

На сегодняшний день Кипрская экономика характеризуется удовлетворительными темпами роста внутреннего валового продукта – 5,1% (1961-2003), высокой занятостью, внутренней и внешней макроэкономической стабильностью. В результате Кипр достиг завидного уровня конвергенции с передовыми экономическими системами. В мае 2004 года Кипр был на 15 месте по уровню ВВП на душу населения, опередив Грецию и Португалию.

Объем ВВП (по ППС) в 2004 г. составил 14,7 млрд долл., на душу населения – 14,69 тыс. долл. Рост ВВП Кипра в 2005г. составил 3,8%. Но в основном это достигается за счет развития экономики греческой части острова (в турецкой части подушевой ВВП составляет 5000 долл.). Уровень инфляции - 2,1%. Доход на душу населения - ок. 17,4 тыс. евро. Безработица -- 3,5% от общего числа экономически активного населения.

Основные характеристики экономики Кипра:

1. Доминирующая роль частного сектора в процессе производства. Роль государства концентрируется главным образом в:

2. Небольшой размер внутреннего рынка. Это является неблагоприятным фактором в реализации экономики за счет роста производства и развитии межотраслевых отношений.

3. Небольшой размер предприятий. Согласно данным регистрационной палаты, количество служащих в компаниях очень небольшой – в среднем 4,4 человека на компанию. В более чем половине общего количества предприятий (58%) трудится более одного человека. Микро-предприятия, в которых заняты менее 10 человек составляют 95% общего числа предприятий Кипра, малые предприятия (10-49 служащих) составляют 4%. Предприятия среднего размера (50-249 служащих) – 0,7%, большие предприятия (от 250 человек) – 0,1% от общего числа предприятий.

4. Количество рабочей силы. Небольшое количество населения Кипра диктует некоторые несоответствия на рынке труда. Количественные и качественные несоответствия очевидны во всех секторах экономики, что компенсируется наемной иностранной силой. Несоответствия более очевидны в гостиничном секторе, строительстве, сельском хозяйстве и производстве, тогда как на профессиональных уровнях нехватки кадров не существует.

5. Открытость экономики, импорт и экспорт товаров и услуг, составляющих около 102% ВВП в 2003 году по сравнению со средним показателем стран ЕС в 66,9%.

6. Превалирующая роль и увеличивающаяся важность секторов услуг, составляющих 71,5% ВВП в 2003 году.

7. Частичная зависимость от туристического сектора. Объем сектора экономики составляет 15-20% ВВП в период с 1990-2003 год.

Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торгово-финансовый и туристический центр Восточного Средиземноморья. Одним из важнейших элементов экономической политики является привлечение на Кипр иностранных капиталовложений. Для кипрской экономики (не учитывается оккупированная территория острова) характерен большой удельный вес сферы услуг и туризма (76% ВВП).

Статистические показатели Кипра
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км9.3
Население, млн. человек1.1
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США22.5
Инфляция, %3.4
Уровень безработицы, %8.0

Посмотреть всю статистику Кипра...

В 2007 году парламент Республики Кипр принял предложение о переходе с 1 января 2008 года на единую европейскую валюту, которая пришла на смену национальной валютной единице – кипрскому фунту.

Промышленность Кипра

За годы независимости Кипр добился больших успехов в промышленном развитии. На острове создана многоотраслевая обрабатывающая промышленность, производящая качественную продукцию, которая пользуется спросом не только на внутреннем рынке, но и на внешних рынках. В настоящее время правительство предпринимает шаги по внедрению высоких технологий в промышленность путём создания так называемых "инкубаторов" и образования научно-исследовательского центра развития новых технологий.

Промышленность в основном представлена отраслями, ориентированными на экспорт - швейной, трикотажной, обувной, табачной. К основным её направлениям также относятся: производство продуктов питания, напитков, изделий из кожи, металлоизделий, продуктов химии и изделий из пластика.

Пищевая и пищевкусовая отрасль производит высококачественные продукты питания - мясные и молочные продукты, оливковое масло и другие растительные масла, мучные и кондитерские изделия, соки, различные овощные консервы, безалкогольные напитки, натуральные виноградные вина, пиво, сигареты; текстильные и трикотажные изделия, моющие средства, парфюмерию и косметические средства, медикаменты, красители, стекло, картон, резиновые изделия и многое другое.

На острове есть предприятия добывающей промышленности: ведется добыча меди, хрома, асбеста, пиритов. Имеются также месторождения мрамора и гипса. В обрабатывающей промышленности (преобладают мелкие предприятия) используются современные методы организации и управления, производится качественная продукция, которая пользуется спросом не только на внутреннем рынке, но и на внешних рынках. Наиболее развита пищевая отрасль: виноделие, изготовление оливкового масла, производство фруктовых и овощных консервов. Имеются предприятия химической, цементной, мебельной, табачной, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, налажено производство отдельных видов сельскохозяйственной техники. Работает нефтеперерабатывающий завод.

Сельское хозяйство Кипра

Республика Кипр была в прошлом отсталой аграрной страной, где земледелие было основой экономики. Теперь же земледелие не имеет прежней ведущей роли, основой экономики Кипра является непроизводственная сфера. И всё же в 2000 году доля сельского хозяйства в ВВП составила 3,6%, при этом данный сектор экономики обеспечил занятость 8,3% рабочей силы страны.

Сельское хозяйство успешно развивается, несмотря на то, что самые плодородные земли сосредоточены на севере острова, на территории нынешней Республики Северного Кипра. Жители острова обрабатывают чуть меньше половины земель, из них ? орошается. Основные культуры: пшеница, ячмень, овес, бобы, бахчевые, картофель, виноград, табак, миндаль, гранат, оливки и орехи, грецкий орех, ячмень, бахчёвые и цитрусовые. На территории Республики Кипр наиболее развито виноградарство, кипрские вина известны во всем мире, а свежий виноград отличается необычайной сочностью и запахом.

Основными экспортируемыми сельскохозяйственными продуктами в настоящее время являются картофель, свежие овощи, консервированные фрукты, фруктовые соки, цитрусовые, свежий виноград, молочные изделия, вина и спиртные напитки. В горных районах развито животноводство: овцы, козы, свиньи, крупный рогатый скот и домашняя птица. В последнее время появилась некая мода на разведение на фермах страусов.

Неплохо развито рыбное хозяйство острова, возникшее из прибрежного и тралового лова, а также из разведения морских рыб в естественных условиях.

Количественный недостаток рыбы в морских водах Кипра отчасти компенсируется разнообразием обитающих здесь ее видов – их насчитывается около двухсот пятидесяти: от крупной мурены до мелкой барабульки (или усача). Народной кипрской рыбкой давно стала марида (или хамса), которая вылавливается в больших количествах и стоит совсем не дорого. Синагрида, окунь, скат, мурмура, лещ – вот что ловят рыбаки у берегов Кипра.

Образованный в 1964 году Департамент рыболовства в свое время разрабатывал несколько программ, направленных на искусственное разведение морской рыбы. Самый популярный вид рыбы, получаемый путем разведения в естественных морских рыбьих питомниках, – это лещ (“тциппура”).

После установления независимости в 1960 году по всему Кипру начинается сооружение искусственных водохранилищ. Их обогащение дало хорошие результаты: из двадцати шести прижилось около двадцати видов рыбы. В основном, это карп, линь, угорь, плотва и любимая многими форель. Рыбалкой на водохранилищах, которых на острове сейчас около двух десятков, увлекаются кипрские любители-рыболовы.

Транспорт Кипра

У Кипра выгодное транзитное положение. Благодаря своему центральному географическому и выгодному экономико-географическому положению, Кипр сегодня является региональным центром услуг в сфере морских перевозок и является важным перевалочным центром с большим объемом грузов, реэкспортируемых на развивающиеся рынки Ближнего Востока и Центральной Европы.

Британские колониальные власти построили на острове железную дорогу. Она открылась в 1905 году, и насчитывала 39 станций и остановок, в том числе Фамагусту и Никосию. В 1951-52 годах закрыта в связи с низкой окупаемостью. Автодороги на Кипре являются одними из лучших в Евросоюзе, и делятся на основные, вспомогательные асфальтированные, просёлочные и автомагистрали (motorway). Движение — левостороннее. Основные 4 дороги проходят по южному побережью от Ларнаки до Лимасола и ведут в Никосию.

Единственным видом общественного транспорта являются автобусы. На Кипре два международных аэропорта, в Пафосе (16 км от города) и в Ларнаке (2 км от города). В Ларнаку из Москвы есть регулярный рейс — Аэрофлота, Трансаэро. Есть также аэропорт в Никосии, но из-за греко-турецкого конфликта он закрыт. Основная авиакомпания, обслуживающая остров — Сайпрус Эйрвейс (Cyprus Airways).

Аэропорт Ларнака открыт в 1975 году, после вынужденного закрытия аэропорта в Никосии, и частично расположен на территории, ранее использовавшейся Британией как военная база. Крупными морскими портами, после закрытия Фамагусты, являются Лимасол и Ларнака.

Основную роль во внутренних перевозках принадлежит автотранспорту. Общая протяжённость автомагистралей 10 633 км, из них 6249 км с твёрдым покрытием. На Кипре левостороннее движение – одно из следствий британского колониального владычества. Многих ставит в тупик правило, согласно которому преимущественное право при проезде перекрёстка имеет водитель, двигающийся справа, а не слева, что было бы логичнее.

Максимально допустимая скорость на автомагистралях составляет 100 км/ч, на шоссе - 80 км/ч; внутри населённых пунктов нельзя двигаться со скоростью более 50 км/ч. Современная двухрядная магистраль соединяет Никосию, Лимассол и Ларнаку, что весьма сокращает время переезда в морской порт Лимассол и в аэропорт города Ларнаки. Время переезда из Никосии в Ларнаку составляет 30 минут, а из Никосии в Лимассол - 50 минут. Сейчас ведутся работы по строительству двухрядной дороги между городами Лимассол и Пафос, что сократит время переезда из одного города в другой (в настоящее время оно составляет один час).

Относительно автобусов стоит заметить, что это не очень популярный вид транспорта на Кипре, но зато самый дешёвый. Как правило автобусные маршруты соединяют города с деревнями и наиболее популярными туристическими местами. Они связывают как центр любого курорта с туристическими районами, так и все главные города Кипра. Междугородние автобусы ходят довольно редко, делая, как правило, по два рейса в день: один - утром, второй - вечером. По воскресеньям рейсов нет. Городские автобусы обслуживают пассажиров с 6:00 до 19:00, в летний сезон - дольше, иногда до полуночи; интервал движения в туристических зонах, как правило, 20-30 минут.

Через аэропорты в Ларнаке и Пафосе пролегают воздушные линии, связывающие ближневосточные, североафриканские и европейские страны. Аэропорт города Ларнака находится в 2-х часах езды от Пафоса и является важным транспортным узлом на Ближнем Востоке. Более 230 рейсов в неделю, выполняют 33 авиакомпании. В дополнение к этому, осуществляется значительное количество пассажирских и грузовых чартерных рейсов. Аэропорт Пафоса, расположенный всего в 20 минутах езды от города, стал действовать в 1983 году, и его значение постоянно растёт вместе с количеством рейсов во многие европейские центры.

Островное положение предопределило ведущую роль морского флота (2753 судна под кипрским флагом в 1998 г.). Кипр относится к числу стран открытой регистрации. Остров является важным центром морского судоходства и в мировом рейтинге морских держав занимает на сегодняшний день шестое место. Основные морские порты: Лимассол, Ларнака, Пафос. Аэропортов 15, из них 7 крупных. Два самых крупных морских порта в Лимассоле и Ларнаке, расположены на южном побережье острова. Это современные многоцелевые порты, обеспечивающие перевозку как контейнерных, так и насыпных торговых грузов для Кипра и транзитом.

Удобное географическое положение и минимальные таможенные формальности для перевозок в обоих портах содействуют тому, что Кипр становится всё более важным транзитным центром. Кипр активно участвует в международных морских перевозках: под кипрским флагом плавают более 1200 судов, преимущественно из Греции, Германии, России и Латвии.

Туризм Кипра

Сфера обслуживания, или услуг, – сектор, темпы развития которого являются самыми быстрыми. В настоящее время данная сфера включает в себя туризм, транспорт и связь, торговлю, банковское обслуживание, страхование, аудит бухгалтерский учёт, операции с недвижимостью, поставку продуктов, государственную администрацию, бизнес-услуги и правовое обслуживание.

Постоянно повышается роль Кипра как регионального центра услуг, а при существующем огромном информационном потоке реалии современного образа жизни и намеченные планы способствуют сегодня превращению острова также и в международный информационный центр.

Дефицит торгового баланса покрывается за счет доходов от туризма, который с конца 1980-х годов стал крупнейшим источником валютных поступлений. На юге страны туризм приобрел огромное значение после того, как Турция ввела свои войска в северные районы и там были закрыты многие отели. В 1996 г. на юге Кипра побывали 2,5 млн. туристов, на севере – около 0,4 млн. (в том числе около 0,3 млн. – из Турции). В 2004 г. 2 млрд. дол. составили поступления иностранной валюты в казну государства от сферы туризма.

Власти Республики Кипр планируют активно развивать религиозный туризм на юге острова. С этой целью в октябре 2006 года в Никосии прошла 1-я Международная конференция по религиозному туризму, организованная Кипрской туристической организацией, Всемирной туристической организацией и Кипрской Православной Церковью.

В новейшей истории Кипра туристический сектор является одной из основных доходных статей бюджета. Ежегодно остров посещает около 2,4 млн туристов, большую часть из которых традиционно составляют подданные Соединенного Королевства. Однако в последние годы туристический бизнес на Кипре переживал спад в связи с тем, что в секторе существует ряд проблем, которые нуждаются в срочном решении.

Индустрия местного туризма страдает от высоких операционных затрат и отсутствия необходимой инфраструктуры для некоторых категорий отдыхающих. В связи с этим власти Республики Кипр пытаются улучшить ситуацию за счет развития зимнего и религиозного туризма.

Валюта Кипра

50 евроцентов кипрской эмиссииНациональной валютой до 1 января 2008 года являлся Кипрский фунт (CYP). 1 CYP был примерно равен 2 долларам США, и делился на 100 центов. Банкноты имели надписи на трёх языках — английском, греческом и турецком. Эквивалентом слова «фунт» (pound) является «лира», на Кипре обычно употребляемое в турецком языке.

Фунт был учреждён в 1879 году, и до 1960 года равнялся британскому фунту стерлингов. Также, как и фунт стерлингов, он разделялся на 20 шиллингов. Однако, в отличие от фунта стерлингов, он разделялся на 9 пиастров (курушей), что устанавливало связь с предшествующей валютой, турецкой лирой, которая также разделялась на куруши. По образцу турецкой лиры пиастры (куруши) разделялись на 40 пара. Пара никогда не использовались в монетах или банкнотах, но указывались на почтовых марках.

Были введены монеты в 1/4, 1/2 и 1 пиастр. Монета в четверть пиастра была названа греками-киприотами декара (от дека — «десять»), так как равнялась десяти пара, ? пиастра — икосара («икоси» — двадцать). Также выпускались монеты в 3, 4и1/2, 9, 18 пиастров, 1 и 2 шиллинга.

В 1959 году Кипр ввёл десятичную систему, разделив фунт на 1000 милле («тысячных»). Монета в 5 милле получила название «пиастра» (примерный аналог), а в 20 милле — «шиллинга» (точный аналог). В 1983 году было дополнительно введено деление на 100 центов («сотых»). Наименьшей монетой осталась 5 милле, переименованная в ? цента, и впоследствии отменённая.

В настоящее время монеты в милле выведены из оборота. Редкостью являются монеты в 1 или 2 цента. Обычно продавцы стараются округлять цены до ближайших 5 центов.

С 1 января 2008 года осуществлён переход на евро по фиксированному курсу 0.585274 CYP за евро. Решение об этом принято Еврокомиссией 16 мая 2007 года (вместе с Мальтой), подтверждено Европарламентом 20 июня 2007 года, и лидерами Евросоюза 21 июня 2007 года. Курс обмена определён на совещании министров финансов Евросоюза 10 июля 2007 года.

Фунты оставались в легальном обращении (при уплате наличными) до 31 января 2008 года. Банкноты принимались банковскими учреждениями до 30 июня 2008 года. Полный обмен валюты завершится 31 декабря 2009 (монет), и 31 декабря 2017 (банкнот). Крупнейший банк Кипра — Bank of Cyprus.

Оффшорный сектор Кипра

Действовавший с 1 января 1977 года оффшорный режим для компаний международного бизнеса (International Business Companies) прекратился с 1 мая 2004 года (с момента вступления Республики Кипр в ЕС). Оффшорный режим Кипра предполагал применение ставки корпорационного налога 4,25 % для компаний, которые не вели деятельности на территории Республики. В настоящее время компании международного бизнеса не существуют (они либо были ликвидированы, либо были перерегистрированы в течение 2004-2005 годов). Законом "О подоходном налоге" 2002 года для всех видов компаний предусмотрена общая ставка корпорационного налога в размере 10 % (она является самой низкой из стран Европейского Союза). Предусмотрено существование резидентных и нерезидентных компаний. Налоговым резидентом Кипра признается компания, менеджмент которой находится на Кипре, а также эффективное управление которой происходит на Кипре (достаточно, чтобы большое количество директоров, например 2 из 3 являлись налоговыми резидентами Кипра, а лучше и гражданами, а также, чтобы все встречи совета директоров и принятия решений по сделкам и др. принимались на Кипре).

Налоговым резидентом физическим лицом признается лицо, находящееся на Кипре более 183 дней. Важно отметить, что между Российской Федерацией и Республикой Кипр в 1998 году подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения. Приказом № 108н Минфина России Республика Кипр включена в список офшоров в отношении налога на прибыль Российской Федерации, что абсолютно не влияет на применение положений Соглашения об избежании двойного налогообложения.

Внешнеэкономические связи Кипра

Внешняя торговля для экономики Республики Кипр имеет особое значение, т.к. страна, не имея практически никаких минеральных ресурсов и не обладая значительной промышленностью, вынуждена удовлетворять свои потребности за счет ввоза большого количества товаров и сырья. Кроме того, Кипр исторически и в силу своего географического положения является пунктом транзита товаров из стран Европы и Ближнего Востока.

Для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства закупка сырья и материалов из стран ЕС удовлетворяет потребности Кипра на 66,3%. Импорт металлов и полуфабрикатов, в т.ч. кабелей и стройматериалов, из этих стран колеблется от 62 до 74% от всего количества ввезенных товаров этой группы.

За счет стран ЕС покрывалась потребность страны в машинах и оборудовании на 65,3%, в машинах и механизмах для сельского хозяйства – на 77%, в станочном оборудовании, строительных и горных машинах – на 60%. Доля ввозимых из стран ЕС транспортных средств несколько ниже (40,8%), что объясняется значит. конкуренцией со стороны японских и южнокорейских компаний. Однако и в этой группе товаров на страны ЕС приходится 69% всех поставок спец. автомобилей. Потребности в энергоресурсах, в основном, покрываются за счет стран Ближнего Востока и России, а на страны ЕС приходится только 14,5% всех поставок нефтепродуктов.

Экспорт товаров кипрского производства в страны ЕС, составляет 52,4% от всего экспорта, причем на долю с/х продукции приходится 85% всех поставок. Главным импортером этой продукции традиционно является Великобритания. Значительными статьями экспорта из этой группы товаров являются картофель, цитрусовые и свежий виноград. Кипр традиционно поставляет в страны ЕС ряд продтоваров, таких как сыр «халуми», вино, фруктовые и овощные соки, консервированные фрукты и другие товары.

Среди товаров сырьевой группы основное место занимали поставки рафинированной меди в катодах и активированного бентонита.

В экспорте готовых изделий в страны ЕС ведущее место занимает поставка швейных изделий, постельного и столового белья, основным рынком для которых является Великобритания.

В связи с созданием на Кипре новых производств, частично на базе давальческого сырья и комплектующих, а также сборочных предприятий значительными статьями кипрского экспорта в страны ЕС стали поставки фармацевтических товаров, парфюмерии и косметики, изделий из бумаги и картона, упаковочных изделий из пластика. Заметное место в экспорте промышленных изделий занимают алюминиевый прокат, сварочные электроды, насосы, кондиционеры, масляные и воздушные фильтры.

В 2004 г. объем экспорта товаров из греческой части (цитрусовые, виноград, вина, картофель, цемент, одежда и обувь) составил 1524 млн. долл., объем импорта (оборудование, топливо, изделия легкой и пищевой промышленности и др.) – 3618 млн. долл. Объем внешней торговли турецкой части острова значительно меньше (так, в 1998 г. объем экспорта составил 63 млн. долл.).

Телефонная связь современная и разветвлённая, покрывает всю территорию страны. Телефонных абонентов 405 тыс., сотовых – 68 тыс. (1998), пользователей Интернета – 150 тыс., провайдеров – 6 (2001).

Экономика Северного Кипра

К проблемам экономики т.н. ТРСК относится недостаток инвестиций, квалифицированной рабочей силы и опытных менеджеров, к чему прибавляется инфляция, и зависимость от турецкой лиры. Турция предоставляет 55% экспорта, и принимает 48% импорта Северного Кипра. Европейский Суд в постановлении от 5 июля 1994 года признал незаконной британскую практику импортировать товары из Северного Кипра, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра. Согласно постановлению, члены Евросоюза могут принимать только товары, имеющие сертификаты Республики Кипр. Это решение вызвало спад экспорта т.н. ТРСК в ЕС, от 66,7% общего экспорта в 1993 до 35% в 1996. Несмотря на это, ЕС остается вторым по величине торговым партнёром т.н. ТРСК.

Первым по значимости внешнеторговым партнером для т.н ТРСК является Турция, предоставляющая значительную экономическую помощь. Т.к. в обороте т.н. ТРСК находится турецкая лира, вплоть до 2005 года негативным фактором являлась гиперинфляция, продолжавшаяся до введения новой турецкой лиры.

Власти турецкого сектора Кипра придерживаются принципов свободной внешней торговли, и разрешают постоянным жителям иметь банковские счета в иностранной валюте.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи