GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Хорватии: промышленность, энергетика, транспорт, торговля

Перед распадом Югославии в 1991 году Хорватия была второй по успешности и по развитию экономики после Словении, а потребление продукции на душу населения было даже на одну треть больше, чем в самой Югославии. Предприятия, несмотря на государственный контроль, могли спокойно принимать самостоятельные решения в деловой политике, в том числе и инвестиционной, а конкуренция с другими предприятиями даже поощрялась.

В 1993 году после войны Хорватия начала медленное восстановление экономики. В январе 1993 года страна вступила в Международный валютный фонд (МВФ), а в апреле стала членом Международного Банка Реконструкции и Развития. Причастность Хорватии к Боснийской войне (1992—1995) напрягала ее отношения со Всемирным банком, но они с тех пор несколько улучшились. К концу 1993 года правительство передало большую часть компаний в частную собственность.

Восстановление судостроительной промышленности в Хорватии стало одним из захватывающих успехов переходного экономического периода, где рост продукции достиг более 20 % в первой половине 1998 года, делая страну одним из ведущих судостроителей Европы. Восстановление сельского хозяйства было менее внушительно, в 1997 году был достигнут только 61 % от уровня периода с 1989 по 1991 год.

В связи с тем, что Хорватия имеет небольшие нефтяные и газовые залежи, страна сильно зависит от импорта топлива. Хорватия имеет 11 гидроэлектрических сооружений и 8 тепловых электростанций. Производство электричества в настоящее время растёт намного медленней, чем ВВП.

Торговый дефицит Хорватии увеличился с 760 миллионов долларов в 1993 году до 2,95 миллиардов долларов в 1995, и до 4,78 миллиардов долларов к 1997 году. Главными торговыми партнёрами являются такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Великобритания и Соединенные Штаты. Большая часть экспорта Хорватии приходится на продовольствие, химикалии и суда. Товары широкого потребления, оборудование и топливо доминируют в импорте.

В настоящее время основными отраслями Хорватии являются сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, ткани, древесины, обработка металлов, химическая и нефтяная промышленности, судостроение и туризм.

Хорватия надеется, что её скорое присоединение к Североатлантическому альянсу НАТО приведет к экономическому рывку, привлечёт в страну иностранных инвесторов и позволит существенно увеличить объём экспорта. (На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии Хорватии в НАТО) «От членства в НАТО мы в дополнение к зонтику безопасности ожидаем ряд положительных экономических эффектов», — сказал вице-премьер страны Дамир Поланчец. Прямые зарубежные инвестиции в экономику Хорватии с момента провозглашения независимости в 1991 году достигли 17,6 млрд евро ($27,95 млрд.), но, в основном, это происходило в виде слияний и поглощений в прибыльных сферах: банковской, нефтяной, телекоммуникаций. Из-за войны за независимость и националистической политики 90-х Хорватия потеряла первую основную волну зарубежных инвестиций, накрывшую страны Восточной Европы. В 2010—2011 годах Хорватия надеется присоединиться к ЕС.

Статистические показатели Хорватии
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км56.5
Население, млн. человек4.5
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США57.5
Инфляция, %4.7
Уровень безработицы, %20.4

Посмотреть всю статистику Хорватии...

В настоящее время основой экономики является сфера услуг, вклад в ВВП которой составляет 67%. В 2007 году ВВП составил 275,5 млрд хорватских кун или чуть больше 12,400 млрд долларов США, что выше, чем в таких странах ЕС, как Румыния, Латвия, Литва и Польша. По паритету покупательной способности (ППС) ВВП Хорватии составляет примерно 16 400 долл. США или 54,2 % среднего по ЕС в 2007 году.

Промышленность Хорватии

Хорватский промышленный сектор интенсивно изменяется, как и вся экономика Хорватии. Полномасштабные эффекты и стратегически продуманное реструктурирование этого сектора очевидно во многих областях. А именно: приватизация, укрепление экспорта на западных рынках, развитие новых изделий и применение новшеств к существующим изделиям и производственным процессам, увеличение уровня и стандартов качества, создание условий для защиты окружающей среды, достижение эффективности стоимости и т.д.

В настоящее время промышленность составляет приблизительно 20 % ВВП Хорватии, который приближается к уровню Европейского союза. Промышленные товары составляют 97 % всего экспорта Хорватии.

Ведущими отраслями промышленности Хорватии являются судостроение, машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, электротехническая, фармацевтическая промышленность.

Тяжелая промышленность Хорватии создана после Второй мировой войны. Она включает металлургические и сталепрокатные предприятия, машиностроительные заводы, гидроэлектростанции, судостроительные верфи, заводы по производству цемента и железобетонных изделий.

В Хорватии имеются крупные месторождения бокситов, бурого угля, пиритов и медной руды.

В стране действуют пивоваренные и винно-водочные заводы, мясокомбинаты, предприятия по производству кожаных изделий, сахара, по переработке сельскохозяйственной продукции.

К важным отраслям легкой промышленности относятся предприятия по производству текстиля и кожаных изделий, пивоваренные и винно-водочные заводы, мясокомбинаты, рыбоконсервные, сахарные и деревообрабатывающие заводы. Производятся также электротовары и электрооборудование.

Важнейшим предприятием нефтегазовой отрасли является INA, объединенная государственная компания, занимающаяся различными видами деятельности.

INA является монополистом в газоснабжении и владеет двумя нефтеперерабатывающими заводами в стране (Риека и Сисак), а также разведывает нефтяные месторождения. INA обеспечивает из разрабатываемых ею месторождений в Анголе, Египте и России две трети потребностей народного хозяйства страны в сырой нефти. INA обеспечивает одну треть потребностей в природном газе (в основном из месторождений в России). В 1999 г. началась добыча газа из морского месторождения в Истрии; газ будет транспортироваться по трубопроводу, проходящему по территории Италии. INA владеет 38% акций трансадриатического трубопровода Janaf, проложенного от нефтяного терминала на острове Крк и соединенного с трубопроводами Венгрии и Словакии. INA владеет также сетью автозаправочных станций (более 40 станций).

Компания сотрудничает с нефтегазовыми предприятиями региона, такими как OMV (Австрия), MOL (Венгрия), Energopetrol (Румыния).

В октябре 2000 г. компания Janaf (Jadranski Nafto-vod), оператор нефтепровода, подписала договор с компанией «Юкос» о модернизации и соединении трансадриатического трубопровода с трубопроводом «Дружба» компании «Юкос», поставляющим нефтепродукты в Центральную Европу.

Компания «Адриатический нефтепровод», акционерное общество «Янаф», основная деятельность трубопроводный транспорт нефти.

Также нельзя не вспомнить о традиционном и хорошо налаженном сотрудничестве хорватских судостроительных верфей с российскими судовладельцами. В 90 гг., когда Хорватия была подвергнута военной агрессии и когда заказчики наших судов отзывали свои заказы, российские судовладельцы подписывали контракты на строительство судов на хорватских судостроительных заводах. Без преувеличения можно сказать, что российские заказы спасли хорватское судостроение, помогли пережить тяжелые времена. Такие факты не забываются и дают постоянную и стабильную основу для успешного сотрудничества.

На хорватских судостроительных заводах строятся суда для многих российских заказчиков, а это говорит о больших объемах заказов со стороны России. Новые условия на мировом рынке принуждают искать новые модели сотрудничества. Поэтому именно координированное сотрудничество российских и хорватских банковских институтов обеспечит реализацию амбициозных планов хорватского судостроения на Каспийском море и на Дальнем Востоке России. Поэтому основной задачей экономической политики правительства Хорватии является реформа судостроения, которая вступила в активную фазу в 2000 г.

Этот сектор обладает большим потенциалом. В 80 гг. Хорватия являлась третьим крупнейшим в мире судостроителем, однако в последующие годы потеряла свои позиции. Отрасль была приватизирована в начале 90 гг. с помощью приватизационных чеков, однако в подавляющем большинстве они находятся в собственности различных государственных приватизационных фондов. Попытки ограниченного реформирования, предпринятые в середине 90 гг., не дали ожидаемых результатов, поскольку отрасль осталась по-прежнему зависимой от бюджетных субсидий и господдержки.

Ведущей фармацевтической компанией Хорватии является Pliva (по объемам продаж она также занимает первое место в Центральной и Восточной Европе). С апреля 1996г. акции компании котируются на Лондонской фондовой бирже. Таким образом, Pliva первой из центрально- и восточноевропейских промышленных предприятий получила признание на фондовом рынке Запада.

Pliva производит агрохимическую продукцию, косметику и предметы личной гигиены, продукты питания и напитки, а также медицинские и ветеринарные препараты.

В ноябре 2000 г. компания подписала соглашение с ЕБРР и Международной финансовой корпорацией (МФК) о предоставлении займа на сумму 85 млн. долл., который был использован на строительство в Загребе исследовательского центра компании. В дек. 2000г. Pliva приобрела Pharmascience UK, в собственности которой находится компания Dominion Pharma.

Энергетика Хорватии

Важнейший вид энергоресурсов Хорватии — уголь. Его общие (геологические) запасы оцениваются в 26— 27 млрд. т. На первый взгляд это не так уж мало. Но структура угольных ресурсов Югославии такова, что 9/10 их составляют низкосортные лигниты.

Основным направлением государственной политики в области энергетики является либерализация отрасли и приватизация государственных предприятий топливно-энергетического комплекса.

В 2000г. был одобрен план приватизации компании Hrvatska Elektropriveda (HEP) путем разделения ее на три независимых отделения, занимающихся передачей, производством и региональным распределением электроэнергии. Приватизация, как предполагается, должна разрешить такие внутриотраслевые проблемы, как потери при передаче электроэнергии, избыточность штата предприятий, убытки вследствие неоплаты потребителями поставленной электроэнергии.

Одновременно наблюдается постепенный рост цен на электричество. С начала 2000г., когда HEP прекратило закупку электроэнергии у атомной электростанции Крско в Словении (Хорватии принадлежит 50% капитала электростанции), гидроэлектроэнергия достигла доли 60% в общем объеме вырабатываемой HEP энергии. Гидроэлектростанции компании расположены в Сенже, Оброваче и Закучаке, а также у словенско-венгерской границы (Вараждин). Хорватия обладает тремя мазутными электростанциями (Загреб, Сисак и Уринж) и несколькими угольными и газовыми электростанциями, производящими 40% электроэнергии.

В нефтяной отрасли долгосрочная потребность Республики Хорватия в российской нефти составляет порядка 1,2 млн.т. ежегодно, что отмечено в межправительственном Протоколе (от 24.02.1998) о поставках нефти из России в Хорватию. Конкретные объемы и условия поставок нефти устанавливаются в контрактах, заключаемых между российскими и хорватскими предприятиями и организациями.

Сельское хозяйство Хорватии

Для развития сельского хозяйства имеются благоприятные природные и климатические условия. Сельскохозяйственные угодья — 3,151 млн га, из которых обрабатывается 2,02 млн га, из них 80,4% — в частной собственности. Средний надел индивидуального хозяйства по стране 5,5 га. Проводится политика, ориентированная на создание крупных частных хозяйств.

Северо-восточные равнины Хорватии являются основной житницей страны. Здесь выращивают зерновые культуры (кукурузу и пшеницу), сахарную свеклу, сою, коноплю, лен, подсолнечник, картофель, кормовые культуры (клевер, люцерну, кормовую свеклу), разводят крупный рогатый скот. На склонах холмов и в низкогорьях традиционно занимаются садоводством (выращивают в основном сливы и яблоки) и виноградарством. Основные культуры горных районов – ячмень и картофель. Для Истрии и Далмации характерны виноградарство и виноделие, выращивание ранних овощей и южных плодовых, в том числе цитрусовых и маслин.

Из общего количества 3,18 миллионов гектаров сельскохозяйственной земли, 63,5 % заняты под сельское хозяйство, остальная земля — пастбища. 80,4 % земли под с/х являются частными угодьями, что достаточно сильно влияет на экономику Хорватии.

В Хорватии производятся некоторые всемирно известные продукты пищевой промышленности — «slavonski kulen» (известная Славонская салями), «dalmatinski prsut» (Далматинская копченая ветчина), «istarski prsut» (Истрианская продымленная ветчина) и «paski sir» (сыр с острова Паг).

В Хорватии насчитывается 18 фабрик для переработки рыбы. Разведение рыбы и моллюсков становится все более и более важным. В 1998 году продукция из пресноводной рыбы составила приблизительно 5 800 тонн, а из морской — приблизительно 1 500 тонн.

Производство продовольствия, напитков и табака приносит 20,6 % всего хорватского валового внутреннего продукта. Хорватия обладает высокопродуктивным сельским хозяйством, которое удовлетворяет потребности страны в основных продтоварах. Производство ряда с/х продуктов (зерновые, мясо, молоко и молочные продукты) превышает их потребление.

Транспорт Хорватии

Хорватия характеризуется развитой транспортной системой. Так, в 1997 протяженность железных дорог достигала 2,3 тыс. км, автомобильных дорог – 27,8 тыс. км (с твердым покрытием 23,5 тыс. км, в том числе 330 км скоростных магистралей).

Приоритетным направлением государственной экономической политики является развитие транспортной инфраструктуры, которое предусматривает программу по созданию новых международных и региональных транспортных связей. Плотность автодорожной сети Хорватии в три раза ниже чем в среднем по ЕС, хотя выше чем в соседних странах. К 2013 г планируется построить 1200 км. Автомобильных дорог и высокоскоростных магистралей.

Большое внимание оказывается трем участкам: Мачельж-Загреб-Белград (соединение Западной Европы с Балканами), Горичан-Загреб-Риека (соединение Центральной Европы с Адриатикой) и Загреб-Дубровник через Задар-Сибе-ник-Сплит (важный туристический маршрут).

ЕБРР в 1995г. предоставил Хорватии кредит на 70,9 млн. немецких марок для завершения строительства трассы между Загребом и Адриатическим побережьем и для ремонта других важных автодорог.

В рамках Пакта о стабильности производится финансирование ряда автодорожных строительств: 23-километрового участка дорожного коридора «Север-Юг» (часть общеевропейского коридора V) от Брежнички Хум до Вараждина, а также двух участков дорожного коридора «Северо-запад — Юго-восток».

Происходит модернизация железнодорожной сети страны с целью вывода ее на обусловленный экономическими потребностями уровень. С помощью кредитов Правительство международных финансовых учреждений реформирует государственную железную дорогу Hrvatske Zeljeznice с целью подготовить ее к приватизации.

В рамках Пакта о стабильности происходит усовершенствование коридора «Северо-восток — Юго-запад» и финансируется электрификация и модернизация железнодорожного коридора «Север-Юг».

Валюта и банки Хорватии

Национальная валюта Хорватии — хорватская куна. Начиная с ее введения в 1994 году, куна остается относительно устойчивой к доллару.

Центральный банк Хорватии и Эмиссионный банк являются национальными Банками Хорватии. С помощью Международного валютного фонда, национальный Банк преследует политику жёсткого наблюдения за деятельностью коммерческих банков. К концу 1990-х годов хорватский банковский сектор являлся очень слабым, а крах в апреле 1998 года пятого наибольшего банка Хорватии отразил глубину структурных проблем в этом секторе.

Главным органом кредитно-денежного регулирования (центральным банком страны) является Национальный банк Хорватии, учрежденный в 1991г. Хорватия проводит реформу законодательства о центральном банке с целью его согласования со стандартами ЕС.

Ключевую роль в утверждении и проведении денежной и валютной политики в стране играет Народный банк Xорватии (ХНБ). В 2002 учётная ставка ХНБ 4,5%, ставка ломбардного кредита 9,5%, ставка обязательных резервов банков 19%, причём как минимум 40% их резервов должны находиться на счетах ХНБ. Банковскую систему представляют 45 банков, причём 22 владеют иностранцы. Банковские активы на октябрь 2003 оценивались в 182,8 млрд кун, причём 90,5% всех активов принадлежат банкам, которыми владеют иностранцы.

Банковская система Хорватии состояла в начале 2001г. из 44 коммерческих банков, в т.ч. 8 иностранных. Считается, что банковская система страны перенасыщена кредитными учреждениями. В 2000г. были достигнуты определенные успехи в процессе консолидации банковского сектора. В 2001г. 10 крупнейших банков контролировали 80% рынка банковских услуг. Лидирующими коммерческими банками являются Zagrebacka Banka и Privredna Banka Zagreb.

Zagrebacka Banka является одним из самых крупных банков в Хорватии, он обслуживает частные лица (30% рынка соответствующих услуг). В 90 г. банк справился с кризисами банковского сектора и провел нужные внутренние преобразования без помощи государства, став одним из наиболее успешных хорватских банков.

В 1996г. банк выставил свои акции на международном фондовом рынке и в настоящее время его ценные бумаги котируются на Лондонской фондовой бирже. Zagrebacka Banka приобрел доступ на рынок финансовых услуг в Боснии и Герцеговине путем покупки боснийских банков Hrvatska Banka Mostar и Universal Banka Sarajevo.

Второй крупнейший коммерческий банк страны — Privredna Banka Zagreb (PBZ) — контролируется итальянским банком Banca Commerciala Itali-апа и имеет развитую сеть местных отделений.

Внешняя торговля Хорватии

Хорватия постепенно формирует внешний рынок. Так, в 1999 размер экспорта товаров и услуг составил 4,3 млрд. долл. Экспортируются транспортное оборудование, продукция химической и нефтехимической промышленности, текстиль, продовольствие.

В 2002 г. внешнеторговый оборот (млрд долл. США) Xорватии составил 15,6, в т. ч. экспорт 4,9, импорт 10,7. Во внешнеэкономической сфере приоритеты отданы западным странам, на долю которых приходится 52,7% хорватского экспорта и 55,9% импорта.

Внешнеторговый оборот Хорватии характеризуется заметным дисбалансом (в пользу экспорта), преодолеть который правительству не удается. Основными партнерами Хорватии являются государства ЕС (лидируют Италия и Германия). Значительно увеличился товарооборот между Хорватией и Сербией (172 млн. долл. за 11 мес. 2001г.). Объем российского экспорта в Хорватию в 2001г. (11 мес.) составил 625 млн.долл., хорватского же в Россию — 79 млн.долл.

Основные партнеры по экспорту – Италия (18%), Германия (15,7%), Босния и Герцеговина (12,8%), Словения (10,6%), Австрия (6,2%). Импорт составил 7,8 млрд. долл. Хорватия ввозит машины, транспортное и электрооборудование, топливо и горючесмазочные материалы, продовольствие. Основные партнеры по импорту – Германия (18,5%), Италия (15,9%), Россия (8,6%), Словения (7,9%), Австрия (7,1%), Испания.

В товарной экспортной структуре Xорватии преобладает продукция перерабатывающей промышленности. Xорватия вывозит суда, средства телекоммуникационной связи, а также электротехнику, продукцию фармацевтической, химической и пищевой промышленности, мебель, кожгалантерею и другие товары. В импорте преобладают машиностроительная продукция, транспортные средства, а также энергоносители — нефть, природный газ, уголь. Особое значение в Xорватии придаётся наращиванию экспортного потенциала. Оптимальным участием экспорта в создании ВВП считается 70%. В 2002 году эта доля составила 47%.

Почти 50 % хорватских экономических объектов участвуют в дистрибутивной торговле. Эта деятельность использует 15 % всей рабочей силы и производит приблизительно 10 % хорватского ВВП, который делает эту область чрезвычайно важной для всей экономики страны. Общий доход, достигнутый этой отраслью в 1998 году, насчитывал 19 миллиардов USD.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА