Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Дании. Промышленность и сельское хозяйство Дании
Дания — индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития. Доля промышленности в национальном доходе — более 40 %. Страна стоит на первом месте в мире по объёму внешнеторгового оборота на душу населения. Дания обладает одной из самых устойчивых экономических систем в Европе, она характеризуется сбалансированным госбюждетом, стабильной валютой, низкими процентными ставками и низким уровнем инфляции. Денежная единица — датская крона.
Дания бедна полезными ископаемыми, поэтому зависит от внешнего рынка. Однако в плане энергоресурсов Дания полностью самодостаточна. В последние годы обнаружена нефть на шельфе в Северном море и на юге Ютландии. В транспорте основная нагрузка приходится на флот. Дания поддерживает связи почти со всеми странами мира. В экономике происходят изменения: если 20 лет назад было 200 тыс. ферм, то теперь в виду укрупнения осталось только 70 тыс., а из 20 % населения, занятых в сельском хозяйстве, осталось 6 %. Успехи здесь достигнуты высокой компетентностью специалистов. Важное место занимает рыболовство, датские берега изобилуют портами. Ведущие отрасли: металлообработка, машиностроение, особенно судостроение, электротехническое и радиоэлектронное, пищевая, химическая, целлюлозобумажная, текстильная. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит мясо-молочному животноводству.
Для Дании характерно высокотехнологичное сельское хозяйство, а также современные малые предприятия и корпорации. Высокая степень социальной защиты населения достигнута в последние десятилетия.
Добывающая промышленность Дании довольно небольшая по объемам производства. На о. Борнхольм ведется разработка месторождений каолина (для производства керамики и использования в целлюлозно-бумажной промышленности), добывают гранит (используют при строительстве дорог и домов). 25 крупнейших акционерных обществ контролируют более 53% промышленности, сельского хозяйства и торгово-финансовых предприятий, 57% всех банковских операций осуществляется 3 крупнейшими банками. Свыше 80% промышленной продукции приходится на ведущие отрасли: металлообрабатывающую и машиностроительную (особенно судостроение, производство судовых двигателей, сельскохозяйственных машин, электротехническая, радиоэлектронная), пищевкусовую (молочное, мясоконсервное, мукомольное, сахарное, табачное, пивоваренное производство, кондитерское производство), химическую, целлюлозно-бумажную, текстильную.
Благодаря нефтяным месторождениям в датском секторе Северного моря частично снизилась зависимость Дании от состояния мировых нефтяных рынков по сравнению с 1970-ми годами.
Сельское хозяйство высокотоварно. Ведущая отрасль — мясомолочное животноводство. Оно дает 9/10 всей товарной сельхозпродукции. Среди выращиваемых культур основными являются картофель, сахарная свекла, пшеница. Развито рыболовство, особенно вылов сельди. Около 80% всей товарной продукции создаются кооперативами. К началу 21 в. акцент во внешней торговле сместился от экспорта сельхозпродукции к экспорту промышленных товаров: машин, электроники, продукции химической промышленности. Активно ведется торговля потребительскими товарами длительного пользования: мебелью, игрушками, одеждой, текстилем. По-прежнему популярны фарфоровые изделия Королевской фабрики, знаменитые изделия из серебра.
Бизнес, инвестирующий в Данию, выигрывает не только от благоприятной макроэкономики страны, но и благоприятных условий налогообложения, низких затрат на рабочую силу. Инвесторам предлагается ряд существенных налоговых льгот. Экспорт Дании товаров и услуг, составляют около 50 % от ВВП. Приблизительно 67 % от общего объема экспорта направляется в другие страны ЕС.
Статистические показатели Дании
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 43.1 |
Население, млн. человек | 5.5 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 309.2 |
Инфляция, % | 2.6 |
Уровень безработицы, % | 6.4 |
Посмотреть всю статистику Дании...
Одним из главных брендов, созданных в Дании, является конструктор «Лего», а датская компания Maersk, оперирующая в различных секторах экономики, по большей части известная своим транспортным бизнесом, занимает одно из первых мест в сфере транспортных перевозок в мире.
Ведущие отрасли промышленности Дании
Подобно соседним скандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революции только в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений. Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены, чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, в Дании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газа в датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Леса занимают менее 10% площади страны. Структура промышленности Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известняков и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы.
Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Тем не менее, промышленные предприятия производят примерно 25% ВВП Дании и поставляют ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы по производству чугуна и стали, так и многочисленные мелкие предприятия по производству доильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятия размещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждом городе. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры - Копенгаген, Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, но из-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратилась деятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге. Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. Датские судоверфи специализируются также на выпуске судов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.
Два других важных сектора промышленности Дании - это сельскохозяйственное машиностроение (свеклоуборочные комбайны, доильные агрегаты и др.) и производство электротехнических товаров (от кабелей до телевизоров и холодильников). Дания внедрилась на международный рынок, специализируясь по некоторым видам товаров. Здесь выделяется цементная промышленность, возникшая на базе залежей известняка в районе Ольборга. Развитие этой отрасли стимулировало производство соответствующих машин, и Дания экспортировала готовые цементные заводы более, чем в 70 стран. Еще один вид полезных ископаемых Дании - глина - используется как сырье для производства кирпича и черепицы. Основной район этого производства - северо-восточная Зеландия, расположенная поблизости от развитого производства строительных материалов в Большом Копенгагене.
Некоторые отрасли датской промышленности работают на местном сельскохозяйственном сырье. Сахарные заводы сконцентрированы на островах, в основном на Лолланне и Фальстере, где выращивают сахарную свеклу. Отходы этого производства - важный источник кормов для скота; налажено производство промышленного спирта, алкогольных напитков и дрожжей из картофеля, патоки (побочный продукт сахарного производства), зерновых и сахарной свеклы. Бoльшая часть этих предприятий находится в Копенгагене, Ольборге и Раннерсе, некоторые - в Хобро и Слагельсе. Пивоваренные заводы используют часть сбора ячменя. Около 90% датского пива вырабатывается в Копенгагене; крупные пивоваренные заводы находятся также в Оденсе, Орхусе и Раннерсе.
В Дании развита разнообразная легкая промышленность. Имеется небольшое текстильное производство, размеры которого определяются ограниченным внутренним рынком и доступностью относительно дешевых импортных изделий. Город Вайле в восточной Ютландии - главный центр хлопкопрядильного производства. Ткацкие фабрики находятся в Копенгагене и Хельсингёре, на о.Зеландия, в Грено, Ольборге, Фредерисии и Хернинге в Ютландии. Половина трикотажных изделий вырабатывается в Хернинге. В отличие от медленного и ограниченного развития текстильной промышленности, в Дании происходил значительный рост химической промышленности, и в 20 в. крупные предприятия этой отрасли возникли в морских портах. Семена масличных культур, импортируемых из тропических стран, перерабатываются на фабриках в Орхусе и Копенгагене. Масло используется для изготовления маргарина, мыла и красок. Кёге, Хельсингёр и Копенгаген - центры производства резиновых изделий. Развита также фармацевтическая промышленность.
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленности Дании не отличаются большим разнообразием выпускаемой продукции и сложностью технологий. Большая доля в этом секторе приходится на продукты нефтепереработки. Производители продукции химического профиля объединены в Ассоциацию Датской химической промышленности, включающую в себя предприятия, специализирующиеся на производстве следующих категорий продукции: неорганические химикалии, органические химикалии, фapмaцeвтичecкиe продукты, энзимы, химикалии, используемые в с/х, смешанные.
Важным направлением химического производства в Дании является производство минеральных удобрений и агрохимикатов. Крупнейший производитель минеральных удобрений - концерн "Суперфос", большая часть продукции которого используется на внешнем рынке. Как и везде в Дании, большое внимание уделяется здесь защите окружающей среды, поэтому все предприятия компании содержат в своем цикле завод биологической очистки воды, завод сжигания мусора, а также завод сжигания газов, образующихся в основном производстве.
Первоочередное значение придается в Дании экологическому аспекту. Ряд компаний занимается исключительно разработкой и осуществлением производств, направленных на улучшение экологической обстановки. Так, известная фирма "Хадьдор Топсё", на долю которой приходится 25% производящейся в мире серной кислоты, разработала процессы безотходного производства серной кислоты; в результате производства практически не образуется никаких отходов и сточных вод. Кроме того, фирмой разработаны процессы комбинированного удаления окислов серы и азота, а также процесс каталитического сжигания органических растворителей, содержащихся в отходящем воздухе.
Текстильная и лесная промышленности Дании. Свое летоисчисление как отрасль промышленности производство готовой одежды начинает с 1930-х годов, когда был образован ряд предприятий этого профиля. Тогда в результате экономического кризиса правительство пришло к решению принять новое налоговое законодательство, защищающее внутреннего производителя. В этот период были созданы основные предприятия современной текстильной промышленности и сильная инфраструктура территории. Вторым толчком к развитию отрасли стал послевоенный промышленный бум. В 1973 году со вступлением Дании в "Общий рынок" все ограничения на импорт были сняты. Однако, почти сразу же после этого по решению стран-членов ЕС были введены новые в форме квот на импорт для стран Дальнего Востока и Южной Европы. В настоящее время предприятия отрасли сосредоточены в центральной и западной частях Ютландии. 30% всех компаний (и почти 100% всех трикотажных) находятся в коммуне Ринкёбинг. Крупнейшие центры готовой одежды - города Икает и Хернинг.
Одной из тенденций отрасли в последние годы стало размещение собственно производственной фазы в странах Дальнего Востока, Южной, а позднее и Восточной Европы. Это обусловлено низкой стоимостью рабочей силы в этих регионах. Другая тенденция - производство трикотажа развивается более быстрыми темпами, чем пошив обычной одежды. Это связано с тем, что производство трикотажа требует меньше времени, он выпускается более крупными партиями (особенно белье). Кроме того, изменившаяся технология изготовления трикотажного полотна позволила улучшить характеристики ткани, и как следствие, расширила область применения.
Лесная промышленность. В Дании 11% территории занимают леса, 2/3 из которых находится в частной собственности. Практически все это - лесопосадки, произведенные за последние 200 лет. В среднем на одного датчанина приходится 1 кв. км. лесных угодий. Две трети из них представляют собой хвойные леса, причем 41% всех лесных насаждений приходится на ельник. Из широколиственных пород наиболее широко представлен бук - 17% всего лесного массива, затем дуб - 7%. Общая плошадь, находящаяся под широколиственными породами не изменялась последние сто лет и составляет примерно 140 тыс. га.
Есть лесной закон, который подтверждает неприкосновенность лесных территорий. Ведется надзор за лесами, находящимися в частной собственности, осуществляемый государственными инспекторами с целью не допустить нарушения Лесного закона. Управление лесами, находящимися в госсобственности, осуществляется Национальным агентством по лесу и природе. В 1994 году датским правительством была представлена программа "Стратегия поддерживаемого лесоводства". В соответствии с этой программой был предпринят ряд мер, в частности направленных на разведение твердолиственных пород деревьев: подсаживание последних в еловые леса, специальные гранты правительства на посадку твердолиственных плантаций. Парламентом Дании принята резолюция, согласно которой планируется удвоить количество лесных насаждений в стране до конца следующего столетия.
В Дании лишь небольшое число деревообрабатывающих компаний располагают крупными специализированными предприятиями по производству окон, дверей, настила полов и потолочных панелей. Подавляющая же часть имеет незначительные производственные возможности, ограниченное число занятых (5-10 человек) и представляет собой по сути специализированные столярные мастерские.
Одна из самых развитых отраслей промышленности Дании - мебельная, которая определилась как отрасль еще в 17 веке. С тех пор качество датской мебели поддерживалось на высоком уровне как за счет Гильдии производителей мебели, так и за счет дотаций правительства. До начала нынешнего века в датской мебели преобладал европейский стиль, однако в 1920-х годах при датской Королевской Академии художеств была образована Мебельная школа, усилиями которой продукция местных мебельщиков приобрела самобытные, только ей присущие черты. Это позволило датским производителям в конце 1940-х годов выйти на мировой рынок, прочное место на котором они занимают и по сей день.
Электротехника Дании. Датская промышленность средств связи традиционно сильна в области производства систем радиосвязи. Исторически базируясь на производстве морских радиосвязных систем Дания также активно развивает сотовую связь, беспроводные системы передачи информации, наземные терминалы спутниковой связи. Большинство датских компаний в сфере производства телекоммуникационного оборудования небольшие и в связи с этим быстро приспосабливаются к происходящим изменениям в области связи и к требованиям рынка. Они обладают высококвалифицированными специалистами "ноу-хау" в этом секторе экономики и хорошими связями на рынках западноевропейских стран и Прибалтики, что делает их привлекательными в качестве партнеров в совместных с иностранцами предприятиях.
В Дании разрабатывается и производится различное телекоммуникационное оборудование. Ряд датских компаний занимают передовые позиции на рынке контрольно-измерительной аппаратуры для телекоммуникационного сектора. Хорошо известны в мире и датские оптоволоконные технологии. Датчане имеют большой опыт в производстве и обслуживании сотовых сетей связи и морских радиосистем.
Ведущие отрасли сельского хозяйства Дании
Сельское хозяйство высокотоварною. Ведущая отрасль - мясомолочное животноводство. Оно дает 9/10 всей товарной сельхозпродукции. Среди выращиваемых культур основными являются картофель, сахарная свекла, пшеница. Развито рыболовство. В Дании наиболее благоприятные условия для сельскохозяйственного производство, так как из-за существующего рельефа местности, 64% всех земель могут быть задействованы в аграрном производстве. Около 80% всей товарной продукции создаются кооперативами.
В сельском хозяйстве в 1995 использовалось 55% площади Дании. С конца 19 в. сельское хозяйство Дании специализировалось на животноводстве, преимущественно разводились крупный рогатый скот (что обеспечивало крупные поставки молочной продукции на экспорт) и свиньи (что обеспечивало большой экспорт бекона и свинины). Значительная часть продукции растениеводства используется на корм животным. В целом роль сельского хозяйства в Дании уменьшается. Кризисы текущих задолженностей и политика делиберализации обусловили сокращение числа ферм более чем наполовину по сравнению с 1975 годом, проявилась тенденция к уменьшению размеров земельных наделов (на практике это фермы с неполной занятостью) и укрупнению ферм. Аграрная политика входит в компетенцию ЕЭС, который стремится сократить субсидии и перепроизводство продукции.
Зерновые культуры и корнеплоды. Посевы зерновых составляют более половины всей площади обрабатываемых земель, а таких корнеплодов, как кормовая и сахарная свекла, турнепс, кольраби и картофель, около 6%. Примерно 25% сельскохозяйственных земель приходилось на долю кормовых трав, которые либо высевались в порядке севооборота, либо использовались на постоянных пастбищах.
В 1990-е годы произошел значительный сдвиг в производстве зерновых: ячмень, ранее ведущая культура в Дании, уступил место пшенице. Ячмень в основном используется для откорма свиней, но некоторое его количество закупается для пивоварения и значительная часть идет на экспорт. Производство пшеницы продолжает резко расти. Рожь хорошо растет на кислых песчаных почвах. Ее посевы сосредоточены в основном в Центральной и Западной Ютландии, где с 1860-х годов осваивались обширные вересковые пустоши. Овес так же, как рожь, - нетребовательная культура, приспособившаяся к почвам легкого механического состава и прохладным влажным условиям летнего сезона. Овес выращивают главным образом в Северной и Западной Ютландии. В Дании посевы корнеплодов и фуражных зерновых размещают в зависимости от региональных особенностей климата и почв. Кормовая и сахарная свекла выращивается на островах Датского архипелага. С другой стороны, кольраби хорошо растет на кислых песчаных почвах, преобладающих в Ютландии. Картофель тоже широко распространен в Ютландии. Он используется для откорма свиней, производства муки и промышленного спирта. Сравнительно недавно стали выращивать кукурузу, которая целиком идет на корм скоту.
Овощеводство и садоводство. С 1970-х годов товарное производство плодово-ягодных и овощных культур в Дании сокращается. Площадь под этими культурами уменьшилась при укрупнении ферм, но эффективность производства выросла. В 1980-х годах произошел сдвиг от производства плодово-ягодных культур (яблоки, клубника) к производству овощей (кабачки, горох, морковь, лук репчатый и лук-порей). Примерно 25% всей площади под плодово-ягодными и овощными культурами сосредоточены в Ютландии, остальное - на островах. Наиболее интенсивно овощеводство и садоводство развиваются в юго-восточной Зеландии. Их продукция перерабатывается на близлежащих консервных заводах Копенгагена и Слагельсе. Другой важный район овощеводства и садоводства - о.Фюн с консервными заводами в Оденсе и Свеннборге. Животноводство. С конца 19 в. в экономике Дании преобладало животноводство. Около 90% сбора зерновых и корнеплодов идет на корм крупного рогатого скота, свиней и домашней птицы. С 1960-х годов в этой сфере произошли резкие изменения. В 1967 примерно 92% ферм Дании выращивали свиней или крупный рогатый скот, а в 1994 этот показатель сократился до 65%. В Дании молочное направление животноводства резко преобладает над мясным. Бoльшая часть молока используется для производства масла и сыра, которые в основном экспортируются.
Основной животноводческий район - п-ов Ютландия. Здесь сосредоточено 75% всего поголовья крупного рогатого скота. На Датских о-вах животноводство играет меньшую роль по сравнению с растениеводством. Долгое время крупный рогатый скот преобладал на фермах Дании, но с начала 1970-х годов почти такое же значение приобрели свиньи. Их откармливают снятым молоком и сывороткой (побочными продуктами молочной промышленности), а также ячменем, картофелем, семенами рапса, сахарной свеклой и рыбной мукой.
Рыболовство. Основные районы рыболовства - банки Северного моря и Скагеррака, а главные порты находятся на западном побережье Ютландии. Базой для многих судов, промышляющих в Северном море, служит Эсбьерг, тогда как расположенный на севере Ютландии Фредериксхавн обслуживает прочие рыболовные суда. Рыболовный флот Дании модернизирован и эффективен. Экспорту рыбы благоприятствует наличие прямого железнодорожного и автомобильного сообщения с Германией. С начала 1980-х годов из-за чрезмерной эксплуатации ресурсов и загрязнения Северного моря уловы рыбы датскими судами сократились. Среди морепродуктов выделяются треска, камбала, креветки и сельдь. Правда, лишь 1/3 улова имеет пищевую ценность.
Транспорт Дании
Транспортная промышленность Дании традиционно считается одной из важнейших отраслей экономики и является третьей по объему экспорта в стране. Она остается значительным источником поступлений иностранной валюты (около 90% поступлений).
Морской транспорт. На его долю приходится примерно 75% всех внешнеторговых перевозок. Датчане покрывают 5% мирового рынка грузоперевозок. Активность торгового флота Дании концентрируется преимущественно на международных линиях. Внутренние перевозки занимают только 10% товарооборота судоходных компаний. Транспортировка грузов в Европе - составляет 25% оборота. Крупнейшим рынком морских перевозок для Дании является североамериканский континент. На его долю приходится 50% всего товарооборота датского флота. Внутри стран Северной Европы датчане выполняют только 5% морских перевозок.
Железнодорожный транспорт сосредоточен главным образом, в ведении государственной компании Датских национальных железных дорог (ДСБ). Кроме того, в Дании существует 13 мелких железных дорог, осуществляющих перевозки на острове Зеландия. Общая длина датских железных дорог составляет более 3 тыс. км. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно 150 млн. пассажиров и более 9 млн. тонн грузов, в т. ч. около 65% внешнеторговых грузов. Около 20% пассажиропотока приходится на этот вид транспорта.
Автомобильный транспорт имеет важное значение для грузопассажирских перевозок внутри страны. Ежегодно автотранспортом осуществляются более 75% всех внутренних грузовых перевозок и более 90% пассажирских перевозок, а также приблизительно 8% внешнеторговых перевозок грузов.
В настоящее время большинство сухопутных транспортных потоков (как автомобильных, так и железнодорожных) идущих из Центральной и Западной Европы в Швецию, Норвегию и Финляндию, а также в обратном направлении, сходятся к датским проливам. На берегах проливов Эресунн и Большой Бельт многочисленные машины, автобусы и вагоны должны загружаться на паромы, чтобы достигнуть противоположного берега. Поэтому через эти проливы - Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и Большой Бельт, который пролегает между датскими островами Зеландия и Фюн, полным ходом идет возведение мостовых и туннельных переправ. Этим транспортным артериям уделяется большое внимание со стороны Европейского Союза, так как вместе они должны завершить объединение в единое целое автомобильной и железнодорожной сети на континенте. Эти переправы развяжут пробки, движение станет бесперебойным и скоростным.
Воздушный транспорт. Центральное место здесь занимает авиакомпания SAS ("Скандинэвиэн Эрлайнз Систем") - совместное государственно-частное предприятие с участием Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все внешние авиаперевозки, в то время как её датское отделение "Данэйр" занимается перевозками внутри страны. Ежегодно авиакомпанией SAS перевозится более 13 млн. пассажиров, в том числе отделением "Данэйр" на внутренних линиях Дании около 2,5 млн. пассажиров. Флот авиакомпании составляют более 200 самолетов. В их числе: Airbus 330, Airbus 340, Airbus 321, Boeing 767-300, Boeing 737, MD-90. Большинство самолетов небольшие и используются на внутренних рейсах.
Источник - http://ru.wikipedia.org/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны