GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Ирака. Особенности экономического развития Ирака

Главной предпосылкой достижения успеха в созидании стабильного и демократического Ирака является строительство здоровой экономики. Несмотря на то, что по размеру подтвержденных запасов нефти эта страна занимает второе место в мире после Саудовской Аравии, имеются серьезные трудности при восстановлении подорванной экономики Ирака и реинтеграции ее в международное сообщество в качестве независимой экономической силы. Нехватка необходимой инфраструктуры, низкий жизненный уровень, неэффективный государственный сектор, неразвитый частный сектор, крупный внешний долг — это только некоторые из насущных проблем, которые требуют своего разрешения. Они являются наследием как политики предыдущих иракских правительств, так и действий, предпринятых с момента падения режима С. Хусейна. Чтобы понять истинную природу сегодняшних проблем и выработать правильные решения, важно осознать, что делалось неправильно в период до вторжения США в Ирак.

Обзор экономики Ирака в монархический период — с 1921 по 1958 гг., когда в стране правили представители хашимитской династии, показывает, что в результате политики монархических правительств выросла зависимость от нефтяных доходов, укрепилась феодальная база экономики, индустриализация игнорировалась, потерпели неудачу попытки создать государственный сектор, способный играть роль лидера в экономическом росте, процветала коррупция в бюрократической среде.

Подобная хозяйственная практика лежит и в основе современной иракской экономики. Наследие монархического периода прослеживается в сильной зависимости доходов от экспорта нефти. Эта зависимость, отражаемая государственными бюджетами Ирака на 2005 г., 2006 г., 2007 г., наблюдалась также в 1940-е и 1950-е гг. К тому же феодальная база экономики, которую укрепляли монархические правительства, не только препятствовала повышению эффективности производства, но и мешала формированию сильного частного сектора, до сих пор занимающего незначительное место в иракской экономике.

Следующий период в развитии Ирака охватывает 10 лет: с 1958 по 1968 гг. Тогда у власти в стране находились военные правительства. В этот период в республике началось строительство инфраструктурных объектов, внедрялись современных технологий и развивался промышленный сектор.

В 1968 г. к власти в Ираке пришла партия Баас. В стране достаточно быстро была создана однопартийная система, которая просуществовала до 2003 г. Принятые в период правления баасистов под руководством С. Хусейна ключевые решения (увеличение военных расходов, начиная с конца 1970-х гг.; объявление войны Ирану в 1980 г. и вторжение в Кувейт в 1990 г.) оказали катастрофическое воздействие на экономику страны. Они послужили главной причиной образования крупного внешнего долга, высокого уровня безработицы и полной хозяйственной разбалансированности. В подтверждение этого достаточно привести некоторые статистические данные. В частности, военные расходы Ирака выросли за 1975-1980 гг. с 3,1 до 19,8 млрд долл., а их доля в ВВП — с 22,5 до 38,8%. В последующие четыре года (1981, 1982, 1983, 1984) эти ассигнования ежегодно составляли в среднем 25 млрд долл., или 57% ВВП. Общий ущерб, нанесенный иракской экономике войной с Ираном, оценивается в 452 млрд долл. Уместно отметить, что до начала ирано-иракской военной кампании Иракская Республика представляла собой одну из наиболее процветающих и продвинутых стран арабского мира с доходами выше среднего уровня и со значительным средним классом, с существенными техническими возможностями, а также с приемлемыми стандартами в области образования и здравоохранения.

Статистические показатели Ирака
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км434.1
Население, млн. человек31.1
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США130.6
Инфляция, %6.4
Уровень безработицы, %16.0

Посмотреть всю статистику Ирака...

Вторжение Ирака в Кувейт, международные санкции, введенные против него в 1990 г., и война в Персидском заливе в 1991 г. привели к падению иракского ВВП с 66,2 млрд долл. в 1989 г. до 26,1 млрд долл. в 2002 г., или в 2,5 раза. Согласно оценке, ВВП на душу населения снизился с 3600 долл. в 1980 г. до 770-1000 долл. в 2001 г. Накануне вторжения в страну в марте 2003 г. сил коалиции во главе с США экономика Ирака находилась в крайне тяжелом состоянии: деградацией были затронуты все хозяйственные секторы, повысилась зависимость от нефтяных доходов, внешний долг, гиперинфляция и безработица достигли пиковых значений, экономическая инфраструктура сохранилась в минимальном объеме. Согласно данным Всемирного банка, ВВП страны снизился с 31,8 млрд долл. в 2000 г. до 12,1 млрд долл. в 2003 г.

После оккупации Ирака и создания Временной коалиционной администрации (ВКА) режим санкций был отменен, а ВКА начала предпринимать усилия по восстановлению экономики страны, а также по ее либерализации и реформированию. Программа восстановления экономики Ирака Временной коалиционной администрацией, которая функционировала с марта 2003 г. по июнь 2004 г., включала создание базирующейся на рыночных принципах финансовой системы, действенных государственных институтов, приватизацию государственных предприятий, трансформацию основных секторов экономики, обеспечение населения основными услугами (образование, электроэнергия, вода, здравоохранение), создание рабочих мест, а также нормализацию отношений страны с внешним миром, обеспечение безопасности, соблюдение законов и наведение общественного порядка.

В рамках реформ был создан независимый Центральный банк Ирака. Министерство финансов США отправило в министерство финансов Ирака советников и организовало курсы для банковских служащих по изучению банковских стандартов и технологий. Денежная реформа может, по некоторым данным, также оцениваться как достаточно успешная. 15 января 2004 г. был введен новый иракский динар, который с тех пор оставался стабильным и в течение лета 2005 г. повысился по отношению к доллару США. В 2004 г. Временная администрация ввела в действие закон № 39, который позволяет зарубежным инвесторам иметь в Ираке коммерческие структуры со 100-процентным иностранным капиталом и менеджментом. Целью этого нормативного акта стало создание в стране коммерческой среды, более благоприятной для бизнеса.

Оптимальным с точки зрения краткосрочной перспективы было решение Временной администрации отказаться от приватизации государственных предприятий, нефтяных терминалов и от отмены сельскохозяйственных субсидий, оставив эти вопросы на рассмотрение законного иракского правительства. Как предостерег Всемирный банк, осуществление этих задач без должной макроэкономической стабильности серьезно отразилось бы на повседневной жизни иракцев. Но это едва ли означало, что сохранение статус-кво государственных предприятий и сельскохозяйственных субсидий желательно с экономической точки зрения.

Усилия ВКА по трансформированию нефтяной промышленности оказались неэффективны. Официальная цель — поднять добычу нефти до предвоенного уровня (2,5 млн баррелей в сутки) — не была достигнута. За время деятельности Временной администрации Ирак также продолжал импортировать нефтепродукты в объеме, который резко вырос благодаря субсидируемым низким ценам.

Другая серьезная неудача экономической политики Администрации заключалась в значительном распространении коррупции (включая американских и иракских официальных лиц, а также американских подрядчиков, американских государственных аудиторов и др.), недостаточной прозрачности распоряжения ВКА доходами от нефти и финансовыми средствами, предоставляемыми США на восстановление экономики Ирака. Администрация оказалась беспомощной в вопросе отслеживания расходов иракского правительства с целью предотвращения коррупции.

В начале своей деятельности Администрация поставила цель в рамках проектов по восстановлению страны предоставить работу 50 тыс. иракцев, но к июню 2004 г. сумела задействовать только 15 тыс. чел., которые были в основном заняты на еженедельной или месячной основе с минимальным уровнем заработной платы. 15 тыс. работающих составляют менее одной четверти от 1% общей численности трудовых ресурсов Ирака, оцениваемых в 7 млн чел. Поэтому сложилось общее мнение, что политика коалиции оказалась неэффективной с точки зрения сокращения уровня безработицы, а некоторые эксперты полагают, что она даже ухудшила ситуацию. Кроме того, другие макроэкономические показатели (снижение общего объема ВВП, уровня ВВП на душу населения и темпов прироста ВВП в реальном исчислении, рост потребительских цен и др.) свидетельствуют о деградации иракской экономики в период правления Временной администрации.

К моменту перехода власти от ВКА к временному правительству в июне 2004 г. Ирак имел пакет законов и правил, а также комплекс новых институциональных образований, которые, однако, не удалось объединить в единую стратегическую систему. Большая часть этих реформ осталась на бумаге.

Промышленность Ирака

Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Ирак обладает вторыми по величине доказанными запасами нефти в мире (112 млрд бареллей). Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Доходы Ирака от экспорта нефти с начала 2009 года по состоянию на 1-е августа 2009 года составили 20 миллиардов долларов. 10 августа 2009 года об этом заявил генеральный директор отдела маркетинга в министерстве нефти Джасем аль-Мари. Ирак располагает третьими в мире разведанными запасами углеводородов. Их экспорт дает около 98 процентов дохода в госбюджет страны.

Добыча нефти сосредоточена главным образом на месторождениях в районе Киркука и Мосула на севере и около Басры и Эр-Румайлы на юго-востоке. Разрабатываются несколько более мелких месторождений в других частях страны. Сырая нефть поступает на перерабатывающие (Басра, Эд-Даура, Байджи, Салах-эд-Дин и др.) и химические заводы (Эз-Зубайр и Багдад и его окрестности). В Мишраке, к западу от Мосула, разрабатываются залежи серной руды. Из нее получают серу и серную кислоту. Фосфориты добываются на двух месторождениях севернее Багдада. Они используются для производства минеральных удобрений на химических заводах Эль-Каима и Байджи.

К другим важным отраслям государственного сектора относятся металлообработка, электроэнергетика, газовая, цементная, текстильная, электротехническая и пищевая промышленность, производство синтетического волокна, сборка грузовиков, автобусов и моторов.

Энергетика. Электрофицирована почти вся страна, и 95% населения имеет доступ к энергообеспечению. Лишь в отдаленной сельской местности население для отопления и других бытовых нужд использует керосин и дрова. Ежегодное энергопотребление до войны оценивалось в 26-27 млрд. кВтЧч.

Сельское хозяйство Ирака

Площади, пригодные для земледелия, составляют ок. 5450 тыс. га (1/8 территории Ирака). До 4000 тыс. га занято пастбищами. Остальные земли выведены из сельскохозяйственного оборота из-за засушливых условий и засоления почв, в том числе обусловленного недостаточным дренажом ранее орошаемых угодий. Главные сельскохозяйственные культуры – пшеница, ячмень и рис. Под них отведена половина пахотных угодий, в основном в лучше увлажненных северных районах. Большие площади в долинах рек отведены под плантации финиковой пальмы. Животноводство базируется на разведении овец и коз, в меньшей степени крупного рогатого скота и развито в горных районах.

В настоящее время в этой отрасли производится 9,8% ВВП. Аграрное население, занятое в данной сфере экономики, насчитывает 7 млн чел. (около 20% общей численности занятых). В течение последних 15 лет производство сельскохозяйственной продукции снижалось в среднем на 1,1% в год, что приводило к уменьшению производства аграрной продукции на душу населения на 3,9% в год.

В последние годы в стране создана система нормированного снабжения населения продовольствием. Согласно исследованию, проведенному Всемирной продовольственной программой в 2002-2003 гг., 60% иракских граждан зависят от этой системы — они обладают недостаточной покупательной способностью, чтобы быть независимыми от продовольственной помощи. Более половины общего потребления продовольствия приходится на импорт.

Транспорт Ирака

В конце 1990-х годов Ирак располагал хорошо развитой сетью автомобильных дорог общей длиной ок. 45, 5 тыс. км, (из них 38,8 тыс.км с твердым покрытием), которая включала ряд скоростных магистралей. Протяженность железных дорог – 2450 км. В стране имеются два международных аэропорта – в Багдаде и Басре и более 100, обеспечивающих сообщение на местных линиях (в Эль-Хадите, Киркуке, Мосуле и др.). Основные иракские порты в Персидском заливе – Басра, Умм-Каср, Фао и Эз-Зубайр незначительно пострадали во время военных конфликтов.

Финансовый сектор Ирака

Финансовый сектор Ирака остается слабым. Банковская система состоит из Центрального банка и 22 банков, два из которых являются государственными («Рафидейн» и «Рашид», аккумулирующие 90% коммерческих банковских активов и 75% отделений банковской сети), 16 — частные коммерческие банки и 4 — специализированные государственные банки. Общая сумма активов банковской системы эквивалентна 2 млрд долл.

В стране практически отсутствует финансовое посредничество, существующие финансовые институты неэффективны, а система регулирования налажена слабо. Новый закон о банковской системе вступил в действие в августе 2003 г., он открыл иракский финансовый сектор для иностранных инвестиций.

Иракские международные финансовые обязательства — еще один источник нестабильности. В перспективе они будут ограничивать полное использование средств на восстановление экономики Ирака по двум причинам. Во-первых, долговое бремя, созданное режимом С. Хусейна, будет отвлекать крупные суммы доходов, которые могли бы быть использованы для реставрации иракской экономики, на погашение долга. Во-вторых, иракский внешний долг и другие финансовые обязательства служат препятствием для экономической интеграции страны в международные рынки капиталов. Эти международные финансовые обязательства можно свести к трем основным типам: претензии по репарациям в связи с войной в Персидском заливе — 33,3 млрд долл.; незавершенные контракты — 57,2 млрд долл.; внешний долг — 90 млрд долл. Таким образом, общая сумма иракских международных финансовых обязательств оценивается в 180 млрд долл.

Возможности иракского правительства по финансированию восстановления экономики предстают недостаточно прорисованными. Согласно госбюджетам, планируемым на 2005 г., 2006 г. и 2007 г., на инвестиции в проекты по восстановлению экономики предполагается ассигновать 5,9; 6,5 и 6,8 млрд долл. соответственно. При этом в 2005-2007 гг. прогнозируется вложить в иракскую экономику суммарно 9; 10 и 7 млрд долл. иностранных финансовых средств соответственно. Однако не совсем ясно, какая часть этих сумм будет потрачена на инвестиции.

Иностранная помощь Ираку

Иностранная помощь для восстановления Ирака, пожалуй, единственный надежный источник перевода экономики на стабильные рельсы. Несмотря на богатые природные ресурсы страны, их оказалось явно недостаточно для финансирования экстренного восстановления и развития экономики после падения режима С. Хусейна. Способность иракского правительства увеличить доходы остается проблематичной. Поэтому основная часть финансовых средств для экономической реконструкции, как ожидается, должна поступить от США. Американское финансирование — это главная опора иракского хозяйственного развития, и эффективность помощи США будет определять успех конечного результата. Правильная стратегия американской реконструкции Ирака — это ключ к достижению цели строительства устойчивой и самодостаточной либеральной экономики страны.

Согласно докладу Государственного департамента США, посвященному освобождению и реконструкции Ирака, по состоянию на июль 2005 г., общая одобренная сумма американской помощи на цели экономического восстановления составила 26,5 млрд долл. Из этой суммы 2,5 млрд долл. (апрель 2003 г.) и 18,4 млрд долл. (ноябрь 2004 г.) были одобрены конгрессом для выделения Фонду освобождения и реконструкции Ирака (Iraq Relief and Reconstruction Fund — 1RRF). В докладе Госдепа указывается, что, по данным на 29 июня 2005 г., 13,6 млрд долл. (74% от 18,4 млрд. долл., обещанных IRRF) были выделены, а 6,35 млрд долл. были израсходованы.

Необходимым условием возрождения страны также является помощь из других внешних источников. Предполагаемые финансовые поступления от международных организаций и стран, помимо США, можно разбить на три категории: Международный фонд помощи реконструкции Ирака (International Reconstruction Fund Facility for Iraq (IRFFI), включающий 20 стран-доноров; Европейскую комиссию, МВФ и Всемирный банк. Общая сумма обещанной помощи достигает 13,5 млрд долл.

Иран согласился расширить кредитные линии для Ирака до 1 млрд долл., в том числе займы для иракского частного сектора, а также прямые кредитные линии для иракского правительства. Исламский банк развития согласился предоставить иракскому правительству 500 млн долл.

Тем не менее, если принять во внимание расходы иракского бюджета и потребности страны в капиталовложениях, международный вклад (исключая США) в восстановление Ирака представляется лишь символическим жестом, а не существенной финансовой поддержкой. Эксперты Центра стратегических и международных исследований США полагают, что американским и иракским официальным лицам необходимо более активно призывать своих союзников (особенно в регионе Персидского залива) к принятию решений о дальнейшем облегчении бремени внешней задолженности и обязательств по выплате репараций Ирака, а также к сотрудничеству с правительством этой страны в области подготовки сил внутренней безопасности.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА