Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Исландии: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы
Скандинавский тип социально-рыночной экономики Исландии позволил стране быть одной из самых экономически развитых государств в мире до кризиса, который начался в стране в 2008 году. Одними из главных макроэкономических показателей страны до 2008 года являлись низкий уровень безработицы (в разные годы в этой стране уровень безработицы был 1-3%, а в июне 2010 года составлял 7,6%), высокие темпы роста экономики (до кризиса рост ВВП в начале 2000-ых в среднем составлял 4-5 %, в 2008 году 1,6 %, а в 2009 году спад ВВП составил 6,5%), равномерное распределение доходов (в 2005 году индекс Gini был на уровне всего 25) и т.д.
Единственный слабый макроэкономический показатель — высокий уровень инфляции, который держался выше 10% до кризиса, однако во время кризиса инфляция не сменилась дефляцией, как во многих развитых странах, а только снизился до 3-4%. До кризиса ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял более 38,000 долларов США. ВВП страны (по паритету покупательной мощности) в 2007 году составлял 12.85 млрд долларов США, в 2008 году 13.02 млрд долларов США, а в 2009 году 12.2 млрд долларов США. В 2010 году ожидается, что ВВП страны может достичь докризисного уровня (уровня 2007 года). Однако МВФ предсказывает спад ВВП страны на 3% в 2010 году и рост на 2,3% в 2011 году.
Промышленность в Исландии
Промышленность начала развиваться лишь после Второй мировой войны. В настоящее время в ней работает около трети населения. Горнодобывающая отрасль практически отсутствует (не считая небольшой разработки бурого угля, пемзы и исландского шпата). С конца 1960-х ведется производство алюминия из импортного сырья (диоксида алюминия); полученный металл экспортируется. Основная промышленная отрасль - переработка рыбы, изготовление филе и свежезамороженной рыбы. Имеются судоверфи и судоремонтные предприятия, обслуживающие рыболовный флот.
Производятся готовое платье, обувь, металлические изделия, электрооборудование, мебель и строительные материалы. Работают фабрика минеральных удобрений (близ Рейкьявика), цементный завод (в Акранесе). С 1979 года налажено производство феррокремния (сплава железа и кремния).
Исландия обладает большими запасами гидроэнергии. Потенциальная выработка гидроэнергии оценивается в 80 млрд. кВт•ч в год. В настоящее время используется всего 6% гидроэнергоресурсов. Кроме того, имеется огромный потенциал геотермической энергии, которая широко используется в коммунально-бытовом и парниковом хозяйствах. Свыше половины потребностей Исландии в энергии удовлетворялось за счет импорта нефти. Раньше нефть поступала из СССР, теперь в основном из Великобритании и Норвегии. Из общих запасов технологически доступных ресурсов только 70% целесообразно эксплуатировать по финансовым соображениям. Производство энергии в 2004 году составило 5 млрд. кВт, из них на долю гидроэлектроэнергии приходилось 95%.
Статистические показатели Исландии
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 102.9 |
Население, млн. человек | 0.3 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 13.6 |
Инфляция, % | 5.3 |
Уровень безработицы, % | 5.6 |
Посмотреть всю статистику Исландии...
В конце 20 в. потребление энергии в Исландии ежегодно увеличивалось в среднем на 7%. Примерно половина вырабатываемой энергии потреблялась энергоемкими отраслями промышленности. Треть энергопотребления удовлетворялась за счет импортного топлива. Даже при более высоком уровне развития энергетики страны рыбопромысловый флот останется главным потребителем импортной нефти.
Внешняя торговля Исландии
Для внешней торговли до недавних пор был характерен отрицательный баланс, поскольку Исландия не обладала существенными природными ресурсами и зависела от ввоза нефтепродуктов и продуктов питания. В настоящее время эту тенденцию удалось переломить. В 2002 году стоимость экспорта достигла 2,3 млрд. долл. США, а импорта - 2,1 млрд. долл. США. Основной продукт экспорта - рыба и рыбопродукты (70%). Вывозятся также продукты сельского хозяйства, алюминий, диатомит, феррокремний. Основные партнеры: Германия (18%), Великобритания (17,5%), Нидерланды (11%), США (11%), Испания (5%), Дания (5%), Португалия (4%), Норвегия (4%). В Исландию ввозятся машины и оборудование, нефтепродукты, продукты питания, текстиль и т.д. Главные партнеры: США (11%), Германия (11%), Дания (8,5%), Норвегия (85), Великобритания (7,5%), Нидерланды (6%), Швеция (6%).
Сельское хозяйство Исландии
В Исландии обрабатываются все земли, которые можно использовать в сельскохозяйственных целях, что занимает только 1 % территории страны. При этом только 5 % населения заняты в сельском хозяйстве, а валовая продукция сельского хозяйства составляет только 1,4 % от ВВП (2005 год). При этом нельзя сказать, что сельское хозяйство Исландии — отсталая отрасль. В 2006 году в стране насчитывалось около 4500 ферм, из которых примерно 80 % принадлежали частным лицам. В 2008 году в Исландии было более 130,000 голов крупного рогатого скота, около 460,000 овец (почти вдвое больше населения страны), 75,000 лошадей (см. исландская лошадь), около 500 коз, более 4,000 свиней и около 200,000 кур.
В последние годы начали развиваться направления сельского хозяйства, которые не были традиционными для этой страны. Так за последние 20 лет сбор урожая пшеницы вырос более чем в 20 раз, составив 11 тысяч тонн.
Рыболовство и переработка рыбы. Эта отрасль дает работу 12% населения и 70% экспортных поступлений страны. Основные промысловые объекты - треска (в водах у юго-западного побережья с января по май), сельдь (у северного побережья с июня по сентябрь) и т.д. В связи с уменьшением уловов сельди и трески и сокращением рыбных ресурсов Северной Атлантики в последние годы возросло значение мойвы и сайды.
В рыболовстве широко используются моторные катера с тралами. Треска перерабатывается, в первую очередь, в Рейкьявике; сельдь солят и перерабатывают в рыбий жир и рыбную муку в Сиглюфьёрдюре и других городах на северном побережье. В 1989 под давлением международной общественности и под угрозой бойкота исландских товаров Исландия согласилась присоединиться к мораторию на промысел китов. В середине 1990-х правительство одобрило возобновление китобойного промысла в ограниченных масштабах.
Транспорт в Исландии
Транспорт в Исландии представлен автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями, морскими судами и самолётами. Железные дороги полностью отсутствуют.
Автодороги. Строительство автодорог началось в 1900-е годы. С 1980-х гг. сеть автодорог была существенно расширена. Большое распространение получили автобусы, работающие на метане и водородном топливе. Автомобильные дороги: всего проложено 13 058 км (4397 км покрыты гравием (не включая городских дорог), 8661 км — грунтовые). Круговая дорога №1 длиной 1339 км покрыта асфальтом.
Международные перевозки. Междугородние и международные перевозки осуществляются в основном авиационным и морским (в том числе каботажным) транспортом. Национальная авиакомпания Icelandair (или «Флюглейдир») является одним из крупнейших работодателей страны. До 1979 года это были две компании — «Флюгфеланд Исландс» и «Лофтлейдир». «Флюгфелаг Исландс» обслуживала внутренние рейсы и связывала Исландию с Великобританией, скандинавскими странами и материковой Европой. Компания «Лофтлейдир» совершала полёты в США, скандинавские страны, Великобританию и Люксембург.
Всего по данным на 2007 год в Исландии 99 аэродромов. Из них: аэродромы с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос — 5 (одна — свыше 3047 м, три — от 1524 м до 2437 м, одна — от 914 м до 1523 м); аэродромы с грунтовыми взлётно-посадочными полосами — 94 (три — от 1524 м до 2437 м, 28 — от 914 м до 1523 м, 63 — короче 914 м). Имеются два международных аэропорта: Рейкьявик и Кеблавик.
Морской транспорт. Важнейшие морские порты: Акюрейри, Raufarhofn, Сейдисфьордюр, Рейдарфьордюр, Хёбн, Вестманнаэйяр, Торлфуксхёбн, Кеблавик, Страумсвик, Рейкьявик, Исафьордур.
Общее водоизмещение торговых судов 192 тыс. т. В стране действуют три крупные компании — Исландская пароходная, Государственная судоходная и Кооперативная судоходная. Пароходы и моторные суда регулярно курсируют между прибрежными городами и посёлками. Поддерживается морское сообщение с США, Великобританией, Германией, Данией и Норвегией.
Торговый флот - 2 грузопассажирских корабля, также судов, зарегистрированных в других странах - 37 (Антигуа и Барбуда - 12, Багамские острова - 1, Белиз - 2, Дания - 2, Фарерские острова - 1, Гибралтар - 1, Мальта - 5, Маршалловы Острова - 3, Норвегия - 3, Сент-Винсент и Гренадины - 7).
Финансовая система Исландии
В конце 90-ых в Исландии началось развитие финансовой системы. Страна, бoльшая часть ВВП которой приходилась на рыболовство, стала одним из главнейших финансовых центров Европы. Развитие финансовой системы Исландии имело как положительное, так и отрицательное влияние на экономику страны. Положительное влияние заключалось в стимулировании экономики страны в целом, укреплении банковской системы, повышении реальных доходов населения и так далее. Однако такое быстрое развитие привело к так называемой голландской болезни, крайне слабой диверсификации экономики, что и послужило причиной тому, что кризис ударил по этой стране сильнее, чем по другим развитым странам. В 1985 была организована Исландская фондовая биржа, изначально как совместное предприятие некоторых банков и брокерских фирм по инициативе центрального банка Исландии. Рынок финансовых услуг регулируется централизованным органом — Управлением по финансовому надзору Исландии.
Банковская система Исландии
До 2006 года банковская система Исландии была одной из самых развитых в мире. Исходя из исследований, сделанных компанией «Moody’s» в апреле 2006 года, три самые крупные банки страны, Глитнир, Койптинг и Ландсбаунки, были в устойчивом финансовом положение, однако их деятельность оказалась под угрозой некоторых рисков. До кризиса, сильными сторонами банковской системы Исландии являлись: диверсификация доходов и расходов по типам бизнеса и по географическому принципу; большая вероятность государственной помощи в случае неблаготворных явлений в банковской системе; хороший финансовый фундамент; высокая эффективность; качественный портфель финансовых обязательств; менеджмент кредитных рисков на высоком уровне; а также адекватный уровень капитализации. До кризиса слабыми сторонами банковской системы Исландии являлись: дисбаланс в экономической и социальной сферах экономики из-за удерживания доходов и расходов на одном уровне и жесткая конкуренция внутри банковской системы страны.
Денежно-кредитная политика Исландии
Центральный банк ИсландииВ Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель Центрального банка Исландии — стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается только если с помощью ее удерживается рост инфляции. Из-за высокого уровня инфляции ставка рефинансирования центрального банка беспрерывно росла до января 2009 года, когда она сoставляла 18 % и была одной из самых высоких в мире. После того как Центральный банк Исландии несколько раз уточнял ставку рефинансирования, снижая ее, в мае 2009 года ставка достигла уровня 13 % (уровень сентября 2006 года), а в третьем квартале 2010 года ставка была снижена до 4,5%.
Налогово-бюджетная политика Исландии
Основные источники государственных доходов — налоги, таможенные пошлины и прочие платежи. Государство получает значительные доходы от коммерческих предприятий, которыми оно распоряжается, например от почтовой и телефонной, судоходства, а также ряда монополий (продажа алкогольных напитков и табачных изделий). Помимо обычных государственных расходов, правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей. До 2008 года бюджет страны был профицитным, в отдельные годы был небольшой дефицит. Однако в 2008 году дефицит бюджета Исландии составил 1,4 млрд. долларов США.
В программе МВФ по оказании помощи наиболее уязвимым странам мира Исландия занимала одно из главных мест. Хотя и бюджет Исландии всегда имел социальное направление, главной целью налогово-бюджетной политики страны во время кризиса стало повышение социальных расходов. В 2009 году автоматические стабилизаторы действовали с небольшими ограничениями, что означает, что обширная система социальной защиты Исландии помогла смягчить удар для наиболее уязвимых групп. На 2010—2012 годы была запланирована фискальная консолидация, которое имеет своей целью постепенный и упорядоченный возврат к устойчивым уровням заимствования при сохранении принятой Исландией североевропейской модели государства всеобщего благосостояния. С этой целью в бюджете на 2010 год были сохранены ключевые программы социальных расходов и даже были введены новые программы для решения конкретных проблем. Среди новых программ искоренение безработицы среди молодежи и чрезмерной задолженности домашних хозяйств. Теперь в процессе планирования бюджета главное место отводится консультациям с социальными партнерами и достижению консенсуса.
В Исландии существуют девять налоговых ведомств, каждый из ко торых управляется начальник налогового департамента. В этой стране одни из самых высоких ставок налогов. Так ставка налога на добавленную стоимость в Исландии — 24,5 %. Ставки налога на прибыль в Исландии: 37,2 % — для частного предпринимателя; 26 % — для партнёрства. Сами партнёры освобождаются от дальнейшего налогообложения в Исландии; 18 % — для компании и филиала. Выплачиваемая акционерам прибыль подлежит дополнительному налогообложению по ставке 15 %.
Базой для удержания подоходного налога являются доходы после вычитания взноса в пенсионный фонд. Подоходный и муниципальный налоги взыскиваются наличными, они составляют на 2009 год 37,2 %. Эти налоги удерживаются наличными каждый месяц с зарплаты или других доходов.
Источник - http://www.gecont.ru/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны