GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Мозамбика: промышленность, сельское хозяйство, торговля

Мозамбик — одна из беднейших стран мира. Тем не менее её относят к странам с динамично развивающейся экономикой. ВВП в конце 1990-х годов и начале 2000-х годов рос примерно на 7-8% в год и достиг в 2010 году 22,19 млрд. дол. по паритету покупательной способности (1000 дол. на душу населения по паритету покупательной способности). Промышленность дает 23% ВВП, сельское хозяйство - 22%. За чертой бедности находится 70% населения, а 1/5 часть трудоспособных – безработные.

После обретения независимости в 1975 году, Мозамбик был одной из беднейших стран мира. Социалистическая бесхозяйственность и жестокая гражданская война 1977-1992 усугубили ситуацию.

В 1987 году правительство начало ряд макроэкономических реформ, направленных на стабилизацию экономики. Эти меры в сочетании с донорской помощью, с политической стабильностью после многопартийных выборов в 1994 году, привели к значительным улучшениям в темпах экономического роста страны. Налоговые реформы, в том числе введение налога на добавленную стоимость и реформирование таможенной службы, повысили доходы правительства.

Несмотря на эти достижения, Мозамбик по-прежнему зависит от иностранной помощи для более чем половины своего годового бюджета, и большинство населения остается за чертой бедности. Сохраняется существенный дисбаланс торговли, хотя открытие алюминиевого завода, крупнейшего иностранного инвестиционного проекта на сегодняшний день, увеличило экспортную выручку. Больше мощности необходимо для дополнительных инвестиционных проектов по добыче титана и обработки и швейной промышленности.

Внешний долг Мозамбика был уменьшен путем списания и реструктуризации по программе долга бедных стран (HIPC). В июле 2007 года корпорацией "Вызовы тысячелетия" (МСС) подписала договор с Мозамбиком; Договор вступил в силу в сентябре 2008 года и будет действовать в течение пяти лет. Проект будет сосредоточен на улучшении санитарии, развития дорог, сельского хозяйства и окружающей среды. Промышленный рост Мозамбик составлял среднем 9% в течение десятилетия до 2007 года. Резкое снижение цен на алюминий в условиях мирового экономического кризиса снизили темпы роста ВВП на несколько процентных пунктов.

Несмотря на это рост ВВП в 2010 году составил 8,3%. Увеличение стоимости жизни побудили граждан к бунту в сентябре 2010 года, после увеличения цен на хлеб. В попытке сдержать стоимости жизни, правительство ввело субсидии, снижение налогов и тарифов, а также принято ряд других налоговых мер.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство является основой экономики Мозамбика. Его доля в ВВП достигает 22%. Для обработки пригодно 36 млн га земли, но обрабатывается только 5,4 млн га. Орошается 120 тыс. га. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте составляет 25 %. Животноводство сосредоточено на юге страны. Выращиваются рис, арахис, сахарный тростник, апельсины, кола, папайя, ятеориза пальчатая и др.

Большинство населения Мозамбика живет земледелием в сочетании с рыболовством и охотой, пчеловодством, скотоводством и ремеслами. Сельское хозяйство дает более половины валютных доходов; на экспорт идут хлопок, орехи кешью (первое место в мире по их сбору), сахарный тростник, копра, цитрусы. Возделывают также кассаву (главная продовольственная кульутра), кукурузу, рис, бананы, арахис, сизаль, чай, табак, сорго, просо, бобовые, масличную пальму, подсолнечник; собирают плоды дикорастущей кокосовой пальмы, ловят рыбу и креветки (для экспорта); содержат кур, некоторые - овец, коз и свиней. Крупный рогатый скот разводят на юге, где нет мухи цеце – основного бича скотоводства.

Заготовка древесины ведётся в основном вдоль железной дороги, идущей из Бейры в Зимбабве, и в провинции Замбезия. Лес экспортируется в ЮАР. Объём производства лесной промышленности оставался в 1990-х гг. на одном уровне (18—20 млн м3). Вместе с тем, южноафриканские инвестиции привели к некоторому росту производства лесоматериалов в нач. 2000-х гг.

Рыболовство стало развиваться только в 1990-е гг. Основной объект ловли — не рыба, а креветки. В 2000 году на их долю пришлось 40% экспорта. Испания и Япония предоставили кредиты для строительства рыбно­го комплекса в Кабу-Делгаду и на модернизацию рыбного порта в Мапуту. В 2000 году было выловлено ок. 40 тыс. т морепродуктов.

Промышленность

Мозамбик - одна из богатейших по запасам ресурсов стран Африки, где обнаружены минералы чуть ли не всей таблицы Менделеева. Наибольшее значение имеют бокситы, графит, тантал, руды железной и различных цветных и редких металлов, алмазы. Велики запасы каменного угля, природного газа и гидроэлектроэнергии, и одна из самых крупных в Африке ГЭС Кабора-Басса на р. Замбези снабжает электроэнергией также и ЮАР. Ведущие отрасли промышленности – горнорудная, переработка хлопка, кешью и производство алюминия (для экспорта), табачных изделий, тканей, обуви, удобрений, нефтепродуктов, шин и вагонов; автосборка и судоремонт.

Гражданская война в стране нанесла сильный удар по промышленности. Многие дороги были разрушены, шахты и рудники затоплены. С 1993 года осуществляется экономическая программа, основанная на либерализации и приватизации. После войны в 1994—2000 гг. ежегодный рост обрабатывающей промышленности составил в среднем 8,5%. В нач. 21 в. рост объема промышленного производства в стране ускорился благодаря восстановлению транспортной инфраструктуры и вводу в строй металлургических заводов.

Горнодобывающая промышленность. Имеются месторождения железной руды, каменного угля, природного газа и бокситов. Большую роль играет капитал соседней ЮАР. В разработке месторождений полезных ископаемых участвуют страны Европы и Австралия.

Доля горнодобывающей промышленности в ВВП в 2001 году не превышала 0,3%. Гражданская война привела к закрытию немногих действовавших шахт и рудников. В настоящее время в стране реализуются проект восстановления шахт и связанной с ними инфраструктуры.

Обрабатывающая промышленность. В 1994-1995 гг. началось восстановление отраслей обрабатывающей промышленности, которые были основаны на переработке сельскохозяйственного сырья, — сахарные и мукомольные заводы, производство растительного масла. Помимо предприятий пищевой промышленности восстановлены цементный завод, завод удобрений, текстильная фабрика, керамические мастерские. Однако к 2001 объём производства в этих традиционных для М. отраслях не достиг довоенного уровня, за исключением сахарной промышленности, где он превзойдён. Из новых отраслей пищевой промышленности следует отметить ввод в строй двух пивоваренных заводов, заводов по очистке орехов кешью. Действуют также небольшие предприятия по изготовлению стекла, бумаги, автомобильных шин, железнодорожных вагонов.

Обрабатывающая промышленность Мозамбика в настоящее время представлена в основном предприятиями по обработке сельскохозяйственного сырья (например, орехов кешью) и мыловаренными заводами. Восстанавливается сахарная промышленность, разрушенная гражданской войной. Открыты алюминиевый комбинат, пивоваренные заводы, предприятия по производству бумаги, цемента и стекла. В 2000 году начал работать завод по сборке автомобилей «Фиат», он будет выпускать 300 машин в год, т.е. 10% покупаемых в стране легковых автомобилей.

Особую роль играют ремесла: резьба по дереву (небольшие фигурки людей и животных, маски), плетеные корзины и циновки (черно-красного цвета), чаши, украшенные бисером или раковинами «каури», калебасы (сосуды из тыквы) с выжженным орнаментом, керамическая посуда, курительные трубки, гребни, чеканка по серебру.

Энергетика. Почти вся электроэнергия в Мозамбике вырабатывается на ГЭС, имеются также ТЭС. В деревне в виде топлива используется древесный уголь. В 2004 году выработано 11,58 млрд кВт, экспортировано 8,75 млрд кВт (в основном в Зимбабве и ЮАР), импортировано 7,576 млрд кВт.

Основа энергетической системы страны — ГЭС Кабора-Басса мощностью 2075 МВт, которая обеспечивает энергией не только Мозамбика, но также ЮАР и Зимбабве. Сейчас восстановлено 1400 км высоковольтных линий, уничтоженных в ходе гражданской войны. Разработаны и начали осуществляться проекты строительства линий электропередачи в Зимбабве (350 км), Малави и Свазиленде. Менее мощные ГЭС построены в Чикамба-Реал и в Маузи на р. Ревуе, в Корумане, на притоках Лимпопо. Совместно с ЮАР и Свазилендом Мозамбик участвует в строительстве трёх ГЭС на р. К-мати, электроэнергия и вода для ирригации будут использованы для развития пограничных районов трёх стран. Разработан план сооружения к 2007 ещё одной ГЭС на р. Замбези, равной или даже превосходящей по мощности (2000-2500 мВт) ГЭС в Кабора-Бассе. Предполагаемая стоимость самой ГЭС — 1,5 млрд долл США., и еще 0,5 млрд потребуются для строительства линий электропередачи в ЮАР. Производство электроэнергии в 2000 7017 млрд кВт-ч.

Транспорт Мозамбика

Железные дороги строились не для нужд Мозамбика, а для транспортировки грузов между его портами и городами ЮАР, Родезии (Зимбабве), Малави. Все 7 железных дорог пересекают страну с запада на восток и не связаны между собой. Длина железных дорог 3131 км. Многие участки дорог после войны ещё не восстановлены. Объём перевозок 142 млн пассажиро-км и 774 млн ткм грузов (2001). Длина автодорог 30,4 тыс. км, из них 5,7 тыс. км с твёрдым покрытием (1998). Автодороги также идут с запада на восток и не везде восстановлены. Правительство считает важнейшей транспортной проблемой сооружение автомагистрали, связывающей север и юг страны, которая необходима для создания единого внутреннего рынка и развития экономически отсталых северных провинций.

Из Бейры в Зимбабве проложены два нефтепровода, один для перекачки сырой нефти (306 км), а другой — нефтепродуктов (289 км).

Через главные порты — Мапуту, Бейра, Накала и Келимане — в 2000 прошло около 10 млн т грузов (оценка). Проводится модернизация портов. Разработан план сооружения нового глубоководного порта в Понта-Добела в 70 км к югу от Мапуту. Стоимость проекта 515 млн долл. США, годовая пропускная способность порта 30 млн т грузов. 60% акций будет владеть иностранный консорциум, а 40% — правительство Мозамбика. В 2000 правительство передало управление портов Накала и Мапуту иностранным компаниям. В 2003 планировалась приватизация порта Бейра. Торговый флот Мозамбика — 131 судно общим водоизмещением 38 тыс. т (2001). Грузооборот портов 7,3 млн т (2001). Имеется 22 аэропорта, из которых три являются международными. В 2000 перевезено 180 тыс. пассажиров и 35 млн ткм грузов (оценка).

Внешняя торговля Мозамбика

Во внешней торговле Мозамбик имеет значительный дефицит. В 2001 г. экспорт составил 746 млн долл. США, а импорт — 1254 млн. Основные статьи импорта — машины и оборудование, промышленные товары, продовольствие, текстиль. Основные статьи экспорта — креветки, орехи кешью, сахарный тростник, электроэнергия. Главные торговые партнёры — ЕС, ЮАР, Индия, Зимбабве. Сальдо платёжного баланса хронически дефицитно (418,7 млн долл. в 2001), несмотря на значительные трансферты и капиталовложения из-за рубежа.

Источник - http://ru.wikipedia.org/
http://www.igras.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА