Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика и промышленность Новой Зеландии
Новая Зеландия — развитая страна с рыночной системой экономики, основу которой составляют сельское хозяйство, обрабатывающая и пищевая промышленность и туризм. Экономика страны имеет экспортную ориентацию. Основными торговыми партнёрами являются Австралия, США, Япония, Китай.
Валовой национальный продукт (ВНП) Новой Зеландии составлял в 2007 году 112,7 млрд американских долларов, занимая по этому показателю по разным оценкам 58-60 место в мире. Доходы государственного бюджета — 54,36 млрд долларов. Доходы на душу населения составляли в 2007 году 26 300 американских долларов, занимая по этому показателю 21 место в мире. Уровень годового прироста ВНП составляет 4,8 %. Уровень инфляции по данным 2006 года составлял 3,8 %. Внешний долг стран по данным 2006 года составлял 59,08 млрд долларов США (47-ое место в мире), что составляло в расчёте на душу населения ориентировочно 11,7 тыс. долларов США. Доля государственного сектора в экономике не велика: в 2008 году под контролем государства находилось 19 предприятий и организаций.
По итогам 2010 года рост ВВП составил 2,2% - это был первый значительный рост ВВП за последние 2 года с момента начала кризиса. В 2011 году ожидается, что рост экономики Новой Зеландии составит 2,7% - такие данные приводит организация OECD. Но по данным других экспертов из компании IMF рост составит только 0,9%.
Количество работоспособного населения в стране в 2007 году — 2,18 млн человек. Большая часть из этого числа (до 65 %) занята в сфере обслуживания. Уровень безработицы в 2007 году — 3,8 %.
Новая Зеландия является членом ряда международных и региональных экономических организаций. В числе наиболее влиятельных — Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Международное энергетическое агентство.
Денежная система Новой Зеландии
Денежная система Новой Зеландии зародилась лишь с приходом на эти земли первых европейцев. В более ранние времена маори не использовали деньги в привычном понимании этого слова, предпочитая строить свои экономические взаимоотношения на основе бартерных обменов.
Статистические показатели Новой Зеландии
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 270.5 |
Население, млн. человек | 4.3 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 166.9 |
Инфляция, % | 1.2 |
Уровень безработицы, % | 6.5 |
Посмотреть всю статистику Новой Зеландии...
До 1840 года в стране не существовало единой монетной системы и поселенцы использовали в основном монеты британской чеканки. Банкноты были значительно менее распространены в обращении. После 1840 года в обращение вошли частные долговые обязательства и банкноты, выпускаемые частными торговцами. Такая ситуация складывалась вплоть до 1881 года, и суммарно 48 частных торговцев за этот период выпустили в обращение свои банкноты и монеты. В 1897 году единственной официальной валютой страны стали денежные знаки Великобритании. Кроме этого, ещё 6 банков страны имели право выпускать в обращение собственные банкноты. С 1930 года единственной легальной валютой страны стали денежные знаки, вводимые в обращение Резервным банком Новой Зеландии (англ. Reserve Bank of New Zealands). В качестве образца стала использоваться британская денежная система с делением на фунты стерлингов, шиллинги и пенсы. В 1967 году в обращение была введена десятичная система с одновременным введением в обращение долларов и центов.
В настоящее время в обращении страны находятся банкноты номиналом в 5, 10, 20, 50 и 100 долларов и монеты номиналом 1 и 2 доллара и 10, 20 и 50 центов.
Банковская система Новой Зеландии
Новая Зеландия обладает налаженной системой банковских услуг, построенной на системе обязательного государственного лицензирования всей банковской деятельности. По состоянию на 2009 год в стране действовало 19 банков, из которых 9 являлись отделениями крупных международных банков. Организация банковской деятельности координируется Резервным банком Новой Зеландии, выполняющим функции центрального банка страны и определяющим монетарную и финансовую политику государства. Основные банки страны имеют разветвленную сеть отделений во всех основных населенных пунктах страны, при этом отделения KiwiBank работают на базе почтовых отделений связи. Все основные банки страны участвуют в межбанковской системе EFTPOS (Electronic Funds Transfer at Point of Sale), обеспечивающей взаиморасчеты по платежам кредитных и дебетовых карт.
Сельское хозяйство Новой Зеландии
Новая Зеландия имеет международную репутацию страны с эффективной и высокоразвитой сельскохозяйственной индустрией. Продукция промышленного животноводства (особенно молочное животноводство и овцеводство), садоводство, виноделие и виноградарство, лесоводство стали одними из основных статей национальной экономики. Исследовательская работа и современные технологии играют важную роль в устойчивой конкурентоспособности новозеландской сельскохозяйственной продукции и высокого спроса на неё на международном рынке.
Промышленное поголовье овец составляло в 2005 году более 40 млн голов; поголовье крупного рогатого скота — 8,6 млн голов, из них 4,2 млн голов — молочное стадо; фермерское поголовье оленей составило в том же году 1,6 млн голов.
Структура сельскохозяйственной отрасли Новой Зеландии во многом уникальна для развитых стран. Основной её особенностью является отсутствие каких-либо дотаций со стороны государства фермеским хозяйствам. Это вызывает необходимость для производителей и экспортёров сельскохозяйственной продукции самостоятельно конкурировать со своими коллегами из других производящих стран, во многих из которых сельскохозяйственная отрасль традиционно пользуется субсидиями государства. Именно в этой связи Новая Зеландия настойчиво выступает на международных экономических форумах и особенно в рамках ВТО за введение общего режима контроля за процессами государственных финансовых поддержек сельскохозяйственных отраслей экономики во всех производящих странах.
Контроль за развитием и функционированием сельского хозяйства страны осуществляет Министерство сельского хозяйства и лесной промышленности (англ. Ministry of Agriculture and Forestry). Однако, такой контроль не является ограничительным — всё сельское хозяйство Новой Зеландии существует и развивается на принципах свободной экономики.
Промышленное рыболовство играет большую роль как в жизни новозеландцев, так и в развитии экономики страны. Это во многом определяет важность для Новой Зеландии её 200-мильной водной эксклюзивной экономической зоны являющейся основной базой для рыболовов страны.
В 2002 году экономика морского хозяйства дала 3,3 млрд долларов, или более 3 % от величины ВНП. В 2006 году только экспорт свежевыловленной рыбы и морепродуктов составил 1,3 млрд долларов.
Добыча морских ресурсов осуществляется на основе научно обоснованных норм квотирования, определяемых государством и распределяемых среди национальных рыбодобывающих компаний. Часть квот на промышленную добычу принадлежит маори. Для выполнения квотируемого вылова новозеландские компании часто фрахтуют рыбодобывающий и перерабатывающий флот других стран, чаще всего Украины, России, Китая.
Рыболовы страны ведут промышленную добычу более 130 видов рыб и других морских ресурсов. Наиболее важное значение среди них имеют новозеландский макруронус, луциан, хоплостет, кальмар, большепёрый джакас, хек, лангуст и ряд других. Около 90 % добытой рыбы и морепродуктов предназначаются для экспорта.
Промышленное производство Новой Зеландии
Сельскохозяйственное производство, промышленное рыболовство, пищевая и лесная промышленность являются основой экономики страны и во многом определяют и направление развития промышленного производства. Пищевая индустрия — крупнейшая промышленная отрасль по занятости и разветвлённости инфраструктуры в экономике Новой Зеландии. Суммарные объёмы продукции пищевой промышленности составляют около 10% ВНП, а экспорт продукции пищевой промышленности около 15 млрд долларов.
Характерной особенностью страны является и практически полное отсутствие крупных промышленных предприятий и отраслей тяжёлой промышленности. Вместе с тем, в стране существует около 15 000 компаний, занимающихся производством промышленной продукции для различных отраслей экономики. Большая доля производства ориентирована на экспорт. Промышленные компании генерируют суммарно около 15 % ВНП. Основное количество промышленного производства ориентировано на обеспечение потребностей автомобильного транспорта, авиации и оборонной отрасли, а также на производство электронных изделий и в промышленности высоких технологий.
Биотехнологическое производство (особенно сельскохозяйственные биотехнологии и фармакологические технологии) традиционно для Новой Зеландии. Его годовой объём составляет около 800 млн долларов.
Энергетика. В основе энергетической отрасли экономики Новой Зеландии лежит использование нефте- и газопродуктов, электроэнергии и геотермальной энергии. В связи с безъядерным статусом страны, атомная энергетика в Новой Зеландии не используется, и планов её появления не существует.
Суммарные энергетические показатели добычи газа в Новой Зеландии составляют ориентировочно 200 петаджоулей. Суммарные энергетические показатели добычи нефти составляют 38 петаджоулей. Добыча нефти в стране заметно снижается в последние годы, и количество импортируемых нефтепродуктов неуклонно растет, составив в 2004 году суммарно около 300 петаджоулей.
Добыча угля в Новой Зеландии составляет в суммарных энергетических показателях ориентировочно 140 петаджоулей (по данным 2006 года). Около трети добываемого угля отправляется на экспорт.
Активно используется геотермальная энергия. Из 129 известных геотермальных зон в Новой Зеландии промышленное значение имеют 36 зон с температурами воды от 70 до 220 градусов. Геотермальный пар используется в целом ряде промышленных и сельскохозяйственных производств, но основной его объём используется для выработки электроэнергии. Такое его использование даёт не менее 7 % (2,7 млрд кВт·ч) от общего объёма вырабатываемой в стране электроэнергии.
Общее производство электроэнергии в стране в показателях 2006 года составило 41,5 млрд кВт·ч. При этом наибольшее количество электроэнергии (56 %, более 23 млрд кВт·ч) было произведено на гидроэлектростанциях. Газ и уголь стали следующими по важности источниками получения электроэнергии. С их использованием в 2006 году было выработано соответственно 21,3 % и 13,1 % от общего объёма электроэнергии или 8,8 млрд кВт·ч и 5,4 млрд кВт·ч соответственно. Альтернативные источники выработки электроэнергии представлены ветровыми станциями, в 2006 году они дали 1,5 % от общих объёмов.
Страна продолжает активно развивать ветроэнергетику, удвоив в 2007 генерирующие объёмы ветроэнергетических ферм в сравнении с показателями 2006 года В 2008 году в стране действовало 8 ветроэнергетических ферм. 11 новых ферм находятся на разных стадиях строительства или проектирования.
Внешняя торговля Новой Зеландии
Деловой центр города ОклендГеографическая изолированность Новой Зеландии, ограниченность собственной индустриальной базы и удалённость её от основных мировых рынков заставляли на протяжении всей истории её развития уделять большое внимание внешней торговле и международному экономическому сотрудничеству. По различным оценкам не менее 20 % производимой в стране продукции предназначено для экспорта. По данным 2006 года общий объём экспорта Новой Зеландии составлял почти 33 млрд долларов (здесь и далее в этом разделе цифры приводятся в новозеландских долларах) и объём импорта в том же году превысил 37 млрд долларов.
Основными экспортными отраслями экономики страны традиционно принято считать сельское хозяйство, рыболовство и переработку морепродуктов, лесную и деревообрабатывающую промышленность. Именно на долю этих отраслей приходится более половины экспортной выручки страны. Молочная продукция составляет не менее 18 % от общего объёма экспорта, на долю экспорта шерсти приходится не менее 14 % и доля продукции лесного хозяйства и деревопереработки составляет не менее 4 % общего объёма экспорта Новой Зеландии.
Наибольшую долю импорта в страну составили нефтяные и топливные продукты, на такие закупки потребители страны истратили более 3,1 млрд долларов. Второй по величине нишей импорта страны стали в последние годы автомобили, привлекая 3,1 млрд долларов в общем объёме импорта. Далее следует импорт авиационной техники с ежегодными затратами на него не менее 1,7 млрд долларов.
Основными торговыми партнерами страны являются Австралия (объём торговли с этой страной составляет по данным 2005 года 6,1 млрд долларов), США (4,2 млрд долларов по тем же данным), Япония (3,3 млрд долларов). Не менее 70 % экспорта из Новой Зеландии приходится на страны АТЭС.
Новой Зеландией заключен ряд Соглашений о свободной торговле. Первое соглашение подобного рода было заключено в 1966 году с Австралией, позднее (в 1983 году) соглашение было расширено (Australia New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement). C 2001 года подобное соглашение действует с Сингапуром (New Zealand and Singapore Closer Economic Partnership). В 2005 году соглашение о свободной торговле было заключено с Таиландом (New Zealand and Thailand Closer Economic Partnership). В том же году аналогичное по характеру четырёхсторнее соглашение было заключено с Брунеем, Чили и Сингапуром (Trans-Pacific Strategic Economic Partnership). В 2008 первой среди развитых стран Новая Зеландия заключила соглашение о свободной торговле с Китаем (New Zealand China Free Trade Agreement).
Торгово-экономические отношения между Новой Зеландией и Российской Федерацией (а также другими странами бывшего СССР) по прежнему незначительны и существенно уступают объёму товарооборота между СССР и Новой Зеландией. В 2007 году товарооборот составил 97,2 млн американских долларов, в 2008 году 149 млн американских долларов. Объём товарооборота между двумя странами в 2008 году составил 149 млн долларов США (российский экспорт — 5,2 млн долларов, а импорт из Новой Зеландии — 143,8 млн долларов). С 2006 года на рынок Новой Зеландии вышла российская компания «Нутритек», приобретшая пакет акций местного производителя молочной продукции New Zealand Dairies Limited и инвестировавшая в предприятие 115 млн американских долларов.
Туризм Новой Зеландии
Типичный пейзаж Новой ЗеландииСфера туризма и сопутствующие ей индустрии становятся с каждым годом всё более важными элементами экономики Новой Зеландии. Месторасположение страны и красота её природы в сочетании с высоким уровнем сервиса, удобством транспортных структур и развитием активных программ привлечения туристов в страну этому благоприятствуют.
В настоящее время туризм создает не менее 10 % ВНП страны. В сфере туризма работают почти 18 000 предприятий, и они создают около 10 % рабочих мест в стране.
В 2006 году страну посетило рекордное за всю её историю количество туристов — 2 422 000 человек. При этом, в среднем каждый турист находился в стране 20 дней, и они суммарно истратили в Новой Зеландии более 6,5 млрд долларов. Основное количество туристов составляют жители Австралии. Значительно выросло за последнее время число туристов из КНР, и они составили в 2006 году вторую по общему количеству группу международных туристов, посетивших страну. Далее следуют туристы из США, Германии, Южной Кореи, Японии.
Транспорт Новой Зеландии
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры является одним из экономических приоритетов страны на протяжении всей истории её развития. Связано это, прежде всего, с достаточно низкой плотностью населения на относительно большой территории и значительными расстояниями между населёнными пунктами.
Структура транспортной системы внутри страны строится на основе сети государственных скоростных автомобильных дорог (англ. New Zealand State Highway Network), включающей более 100 автомобильных магистралей. Управляет этой сетью государственная организация Transit New Zealand. Основная транспортная артерия страны — трасса SH1, проходящая по всей длине Северного и Южного островов с севера на юг. Общая протяженность автомобильных дорог страны составляет более 92 000 км.
Протяжённость железнодорожных магистралей страны составляет 3898 км (электрифицированы около 500 км). Национальная система железных дорог управляется государственной организацией ONTRACK. В 1993 году железные дороги страны были приватизированы. В связи с их тяжёлым экономическим положением в 2003 году правительство Новой Зеландии согласилось вновь взять их под собственный контроль, а в 2008 году правительство полностью выкупило сеть железных дорог и паромных переправ, тем самым ренационализировав их.
Внутренние водные пути страны утратили свою былую важность в качестве транспортных артерий, но и по сей день 1609 км пригодны и частично используются для речной навигации.
Остров Северный и Остров Южный связаны между собой прямой паромной переправой, регулярно перевозящей пассажиров и грузы. Часть используемых паромов приспособлена для транспортировки железнодорожных вагонов и автомобилей. Исторически большую важность для экономики страны составляют морские порты. В настоящее время порты с контейнерными терминалами работают в Окленде, Тауранге, Веллингтоне, Данидине и Нейпире. Портпункты работают в Фангареи, Гисборне, Нью-Плимут, Нельсоне, Пиктоне, Тимару и Блафе. Ещё три бухты эпизодически используются для стоянки судов и незначительной переработки грузов. В стране также действуют шесть речных портов, не играющих сегодня сколь-либо важной транспортной роли.
Несмотря на значимость морских транспортных перевозок, Новая Зеландия обладает весьма небольшим количеством крупнотоннажных морских судов. Вызвано это открытием в 1994 году каботажных перевозок для международных морских компаний и объективной невозможностью судоходных компаний Новой Зеландии конкурировать с ними. В стране работает 113 аэропортов и аэродромов. Крупнейшим из них является аэропорт Окленда, принимающий около 11 миллионов пассажиров в год. Не менее 70 % пассажиров прибывают в Новую Зеландию через него. Следующими по значимости и объёмам перевозок являются аэропорты Веллингтон и Крайстчерч, принимающие около 4 миллионов пассажиров ежегодно.
Национальным авиаперевозчиком Новой Зеландии является компания Air New Zealand с основным аэропортом базирования в Окленде. Самолеты этой компании совершают регулярные полеты в 11 стран мира, а участие компании в международных партнерских программах позволяет её пассажирам без труда добраться практически в любую точку мира. Четыре её дочерние компании — Air Nelson, Eagle Airways, Mount Cook Airline и Freedom Air — выполняют основное количество грузовых и пассажирских авиаперевозок внутри страны.
Транспортные трубопроводы используются в Новой Зеландии незначительно. Трубопроводы проложены для транспортировки газа (около 1000 километров), транспортировки нефтепродуктов (160 километров) и сжиженного газа (150 километров) Среди легковых автомобилей в конце 2000-х гг. в Новой Зеландии преобладали японские иномарки.
Международные инвестиции Новой Зеландии
Веллингтон — столица Новой ЗеландииНовая Зеландия, являясь полноправным участником международного финансового рынка, активно участвует в мировых инвестиционных процессах. Австралия и США являются важнейшими финансовыми партнерами страны. По данным 2006 года суммарный объём текущих инвестиций предпринимателей этих стран в экономику Новой Зеландии составил ориентировочно 110 млрд долларов (здесь и далее в этом разделе цифры приводятся в новозеландских долларах), что составило почти половину общего объёма иностранных инвестиций. Следующими по объёму общих текущих инвестиций в страну стали Великобритания, Швейцария и Сингапур, инвестировав суммарно более 20 млрд долларов. Наиболее популярными областями для иностранных инвестиций в экономику Новой Зеландии являются проекты в области финансов и страхования. Объём инвестиций иностранных предпринимателей в Новую Зеландию в 2006 году составил 19,5 млрд долларов, при этом новозеландские предприниматели инвестировали в том же году лишь 10,7 млрд долларов в зарубежные проекты.
Связь и коммуникации Новой Зеландии
Штаб-квартира Телевидения Новой Зеландии, ОклендВ силу своего географического расположения Новая Зеландия на протяжении всей своей современной истории уделяла внимание развитию систем связи. Уже в 1840 году в стране начала действовать почтовая служба, а в 1862 году была проложена первая телеграфная линия, связывающая город Крайсчёрч с одним из окрестных населённых пунктов. В 1865 году телеграфное сообщение было проложено между Северным и Южным островами, а в 1872 году телеграфная связь связывала два крупнейших города страны Веллингтон и Окленд. Прокладка подводного кабеля в Австралию в 1876 году впервые связала линии коммуникации Новой Зеландии, как с самой Австралией, так и через неё со странами Азии и Европы. В 1877 году в стране появилась первая телефонная линия. С 1906 года стали работать радиостанции. В 1939 году по количеству радиоприёмников на душу населения страна вышла на второе место в мире (после США). В 1960 году в стране появляется первая телевизионная станция. С 1971 года в системе гражданских коммуникаций в Новой Зеландии стали использоваться спутники. В 1985 году все высшие учебные заведения страны были связаны в единую компьютерную сеть, а в 1986 году появился новозеландский национальный домен. В 1993 году страна получила постоянный доступ к системе Интернет.
По состоянию на 2009 год в стране используется 4,245 млн сотовых телефонов, а сеть кабельной телефонной связи охватывает около 99 % жилых домов страны. В стране работает 41 телевещательная станция. 3,36 млн новозеландцев постоянно пользуются услугами Интернета. В стране действуют три оператора сотовой связи с использованием CDMA, 1X EV-DO, GSM, HSDPA, UMTS. В 2009 году в Новой Зеландии действовало 986 почтовых отделений, обрабатывающих около 1 млрд почтовых отправлений ежегодно.
Рынок недвижимости Новой Зеландии
Согласно последним данным от риэлторской компании Quotable Value Ltd, цены на недвижимость в Новой Зеландии сейчас лишь на 5.7% ниже пика в конце 2007 года. За последний год цены понизились на 1.6%. Медиана цен на недвижимость в Новой Зеландии в мае составила NZ$ 350 000 (208 000 евро) - данные Института Недвижимости Новой Зеландии (REINZ).
Даже несмотря на разрушения в Крайстчерче, втором по величине городе Новой Зеландии, экономика Новой Зеландии показывает хороший рост. Рынок недвижимости серьезно не пострадал ни от землетрясений, ни от глобального финансового кризиса. Этому способствует низкая процентная ставка по кредитам, сильная экономика, хорошие доходы от недвижимости, низкая строительная активность. Но в то же время на рынке действуют негативные факторы: сильный Новозеландский доллар, рост инфляции, иммиграция.
В период бума на недвижимость в 2001-2007 году цены выросли на 94% (на 66% с учетом инфляции), в 2005 рост был 13.5%, в 2006 рост на 11.9% и в 2007 на 4.5%. Снижение спроса началось в начале 2008 года в связи с началом экономического кризиса, который дошел до Новой Зеландии. В 2008 году цены упали на 4.8%, а в 2009 подскочили на 9.6%. В 2010 цены снова понизились на 2.2%. Основные экономические показатели Новой Зеландии тогда снизилась на 0.5%.
Землетрясение в Крайстчерче в феврале 2011 года серьезно ударило по рынку недвижимости Новой Зеландии. Но правительство приняло решительные меры по выкупу руин, чем сумело поддержать рынок. К тому же активизировалась строительная отрасль. Можно сказать, что рынок недвижимости в Новой Зеландии начал небольшой рост и восстановление в этом году. Специалисты ожидают, что рост продолжится до конца этого года и в 2012 году. Рынок недвижимости Новой Зеландии сейчас считается одним из наиболее стабильных и перспективных для долгосрочных инвестиций с умеренными рисками.
Экология Новой Зеландии
Одним из основных символов Новой Зеландии является её старательно создаваемый зелёный и чистый (англ. Green and Clean New Zealand) и 100 % чистый (англ. 100% Pure New Zealand) имидж. Именно поэтому, вопросы защиты и охраны окружающей среды являются одними из приоритетных в развитии страны.
В 2005 году Новая Зеландия стала первой в мире страной, в которой был введён углеродный налог. В качестве одного из важных перспективных направлений страна планирует уже к 2020 году стать первой в мире страной, имеющей нейтральный баланс выброса углерода в атмосферу и тем самым добиться признания за собой статуса самой чистой страны в мире.
Законодательство страны определяет около 60 типов природных территорий подлежащих защите и сохранению, среди них наиболее крупными и значимыми формами являются национальные (в том числе морские парки), природные заповедники, научные заповедники, экологические заповедники, туристические заповедники, резерватов. В стране создано 14 национальных парков, 4 морских парка, 21 морских и прибрежных заповедников и более 3 000 резерватов. Общая площадь национальных парков, заповедников и природных территорий, находящихся под защитой, составляет около 6,5 млн гектар или около 25 % от общей территории страны.
Источник - http://ru.wikipedia.org/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны