GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Пакистана: промышленность, транспорт, внешняя торговля

Пакистан — индустриально-аграрная страна с многоукладной экономикой. Сельское хозяйство продолжает играть большую роль в экономике страны и занимает 20,8% всего ВНП, хотя промышленность активно развивается и составляет уже 24,3% ВНП (в 2009 году). При этом в сельском хозяйстве занято 43% работающих, а в промышленности — 20%. Уровень безработицы — 15,2 % (в 2009 году).

Экономика пакистана характеризуется высокой зависимостью от погодных условий, от которых напрямую зависят такие отрасли как сельское хозяйство, текстильная промышленность, гидроэнергетика, водный транспорт. В Пакистане ярко выражены пространственные различия в хозяйстве, обусловленные совместным действием различных факторов. Выделяются 4 историко-географические области, в территориальном плане близко совпадающие с административными провинциями — Панджабом, Синдом, Белуджистаном и Хайбер-Пахтунхва, включая в последнюю районы племен. Панджаб наиболее выделяется аграрным производством, здесь производится до 2/3 пшеницы, хлопчатника и сахарного тростника.

В 2000-х годах экономика Пакистана показывала устойчивый экономический рост примерно 7% в год. Рост ВВП Пакистана в 2005 финансовом году (закончился 30 июня 2005г.) составил 8,4 %. Две трети пакистанского экспорта составляет продукция текстильной и швейной промышленности. Основные аграрные культуры — хлопок и пшеница.

Правительство Первеза Мушаррафа проводило относительно либеральную экономическую политику, за последние годы были приватизированы несколько крупных банков, крупнейшая телекоммуникационная компания и ряд других.

Около половины ВНП Пакистана создается на принадлежащих государству предприятиях, включающих индустриальные корпорации, торговые фирмы, банки, страховые компании, образовательные и медицинские учреждения, транспортные компании. Более того, государство, с помощью довольно запутанной системы лицензирования и квот управляет частными инвестициями. Используя законы о труде, здравоохранении, налогах государство осуществляет контроль за положением дел в частном секторе.

В результате компании национализации 1972-1974 гг. доля частного сектора в экономике страны была сокращена, хотя до этого Пакистан выделялся из остальной группы развивающихся стран именно приоритетным развитием частного сектора. Экономика Пакистана теперь уже более многоукладная чем во времена обретения независимости. Хотя сельское хозяйство остается одним из крупнейших секторов экономики и его доля в ВНП составляет около четверти, промышленность активно развивается и составляет уже пятую часть ВНП.

Если сравнивать Пакистан с другими азиатскими странами, то его, по структуре экономики и уровню доходов, можно отнести скорее к странам Восточной и Юго-Восточной Азии, чем к странам индийского субконтинента. Для страны нехарактерны явления массовой бедности и голода: к 1990 г. экономика страны выросла в четыре раза по сравнению с 1947 г., а население за этот же период в три раза. Но и здесь выделяются как наиболее экономически развитые регионы (район Карачи, Лахора), так и наиболее бедные (районы Пенджаба, засушливые области Белуджистана, Северо-Западная пограничная провинция).

История экономики Пакистана

Территории, на базе которых после раздела Британской Индии в 1947 году образовался Пакистан, имели типично сельскохозяйственный уклад экономики. Пенджаб, свыше 50% площади которого оказалось в пределах Западного Пакистана, пользовался известностью как житница колонии. В годы Второй мировой войны Пенджаб оставался крупным экспортером пшеницы и хлопка, а местные деревни по сравнению с остальными районами Индии отличались своим материальным благополучием. Восточная Бенгалия, ставшая провинцией Восточный Пакистан, была ведущим мировым экспортером джута, используемого для производства мешочной тары и ковровых изделий. Западный Пакистан располагал разветвленной системой ирригационных каналов и плотин – в Пенджабе и Синде, а Карачи служил важным портом. В восточной части страны портовая инфраструктура была крайне слабой, так что внешняя торговля велась через Калькутту.

Хозяйство Пакистана серьезно пострадало при разделе 1947 года из-за оттока беженцев. Страну покинули бизнесмены и предприниматели, потерю которых не могли компенсировать торговцы-мусульмане из Индии (в особенности прибывшие из Бомбея и Калькутты). Лишь ограниченное число переселенцев располагало опытом работы в промышленности. Миграционные процессы негативно сказались также на аграрном секторе. Многие из наиболее искусных земледельцев, главным образом сикхи, жившие в долине Инда, покинули провинцию Синд и западный Пенджаб.

В первые годы независимости власти вынуждены были заниматься главным образом проблемами расселения беженцев и урегулированием отношений с Индией. В дальнейшем правительство смогло обратиться к решению чисто экономических вопросов, уделив особое внимание индустриализации. Во время войны в Корее в 1950–1951 гг. резкий рост мировых цен на сырье позволил Пакистану накопить валютные резервы, которые были направлены на импорт промышленного оборудования.

Этот курс сохранялся и в последующем. Особенно активно развивались фабричное хлопчатобумажное производство в Западном Пакистане и джутовое – в Восточном Пакистане, так что режим Айюб Хана стал в середине 1960-х годов ассоциироваться с «22 семьями», которые взяли под свой контроль промышленность страны.

С отделением Восточной провинции в 1971 году Пакистан утратил важнейший рынок сбыта своих промышленных изделий. Упор пришлось сделать на поиск новых возможностей экспорта пакистанских товаров, прежде всего хлопка и риса. После прихода к власти Зульфикара Али Бхутто в 1971 году были национализированы крупные предприятия, компании по страхованию жизни, а позднее судоходные компании и торговля нефтепродуктами. Бхутто осуществил также урезанную аграрную реформу, в соответствии с которой 400 тыс. га земель были к 1976 году распределены среди 67 тыс. крестьянских хозяйств.

Сельское хозяйство

В снабжении продовольствием и обеспечении промышленности сырьем страна сильно зависит от своего аграрного сектора. Главная зерновая культура – пшеница. Объем производства пшеницы в 2002 году составил 18,2 млн т. Правительство покупает ее у крестьян по фиксированной цене и субсидирует продажу населению муки. Государственные организации способствуют внедрению новых высокоурожайных мексикано-пакистанских сортов пшеницы, распространяя семена среди крестьян по низким ценам, а также оказывают поддержку при закупках ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями растений и минеральных удобрений.

Среди товарных технических культур наиболее важен хлопчатник. Его возделывают преимущественно в мелких хозяйствах, которые поставляют сырье на хлопкоочистительные предприятия по государственным закупочным ценам. Эти предприятия затем продают волокно государственной корпорации, которая занимается его продажей на экспорт или на текстильные фабрики.

В число ведущих продовольственных культур входят рис (в 2002 году - 6,3 млн т), кукуруза, нут, сахарный тростник (в 2002 году - 48 млн т) и просо. Рис особенно значим как экспортный товар: выращиваемый в стране сорт басмати дает продолговатое ароматное зерно, которое высоко ценится на Среднем Востоке.

Сельское хозяйство страны опирается на самую разветвленную ирригационную сеть в мире. Каналы паводкового наполнения, лишенные головных сооружений, которые гарантировали бы забор воды в межень, существовали уже в эпоху ранней цивилизации долины Инда. В 19–20 вв., при английском владычестве, была создана система каналов постоянного наполнения, которые питаются за счет рек круглогодично. Многие крестьяне сооружают также скважинные колодцы. В Пакистане орошается более 80% пахотных земель (около 6,7 млн га).

После раздела 1947 года некоторые из гидротехнических объектов, обеспечивающих наполнение каналов на территории Пакистана, оказались в пределах Индии. Спор о правах на речной сток разрешился, при участии в качестве посредника Всемирного банка, подписанием в 1960 Договора о водах Инда. Согласно этому договору, Индия получила право контроля над стоком Рави, Биаса и Сатледжа, а Пакистан – над стоком Инда, Джелама и Чинаба. В 1960-е годы была сооружена крупная земляная плотина Мангла на пограничной с Индией реке Джелам, а в 1976–1977 – плотина Тарбела на реке Инд.

Промышленность

Горнодобывающая промышленность. В 1952 году открыты первые залежи природного газа в Белуджистане, но затем их нашли в Синде и Пенджабе. Обнаружено 7 месторождений нефти. Запасы нефти оцениваются в 300 млн баррелей. Из других полезных ископаемых добываются уголь, хромовые руды, мрамор, поваренную соль, известняк, уран, фосфориты, барит, серу, драгоценные и полудрагоценные камни.

Обрабатывающая промышленность. Наиболее развитой отраслью обрабатывающей промышленности Пакистана является текстильная, которая использует отечественное сырье. В 1980 году при помощи СССР возведен металлургический комбинат около Карачи. Наращиваются мощности цементной и сахарной промышленности, действуют несколько нефтеперерабатывающих заводов. Природный газ служит сырьевой базой химической промышленности, в частности производства удобрений, и используется в качестве топлива для теплоэлектростанций. Развито мелкое производство — спортивные товары и фармацевтическая промышленность.

Автомобильная промышленность. В апреле 2005 года Пакистан начал производство автомобиля собственного производства REWO. Существует также завод по сборке автомобилей КАМАЗ в Карачи.

Важное место в экономике Пакистана занимают мелкие производства, например, спортивных товаров (футбольных и других мячей, хоккейных клюшек) и хирургических инструментов в Сиялкоте. В неформальном секторе Фейсалабада и других городов действуют многочисленные малые хлопкоткацкие предприятия. В ряде пенджабских поселений выросли мастерские по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, насосов и дизельных двигателей. Быстро развивается ковроделие.

Энергетика. Энергетика Пакистана базируется в основном на гидроэлектростанциях, но существуют также и тепловые. Производство электроэнергии в Пакистане составило в 2003 году 76,92 млрд кВт при потребности в 71,54 млрд кВт. В условном эквиваленте невелико и составляет около 254 кг условного топлива на душу населения.

Более половины электроэнергии вырабатывается на гидростанциях, но важное значение имеют также и тепловые станции, роль АЭС ограничена.

Транспорт

Протяженность железных дорог (включая узкоколейные) – 8,163 тыс. км (в т.ч. с широкой колеей — 7718 км, с узкой колеей — 445 км). Основная магистраль, связывающая ряд городов, проходит вдоль Инда. Экспортные грузы доставляют в порты Карачи и Бин-Касим преимущественно по железным дорогам. Длина шоссейных дорог более 100 тыс. км, в том числе скоростная автомагистраль в долине Инда, соединяющая Пешавар и Карачи. Кроме автомобильного транспорта, для передвижения широко используются повозки, запряженные буйволами, ослами и верблюдами.

Часть грузовых и пассажирских перевозок осуществляется по рекам. Главный морской порт страны – Карачи, второй по значению – Бин-Касим, открытый в 1980 году. Морские судоходные компании были национализированы в 1974 году. Отечественный торговый флот невелик и не обеспечивает полностью внешнеторговые перевозки. Всего: 14 судов, в том числе сухогрузов - 10, танкеров - 4.

Успешно функционирует государственная авиационная компания Пакистана, на долю которой, помимо внутренних связей, приходится большинство зарубежных пассажирских перевозок. С 1992 года действуют также несколько частных авиационных фирм. Всего в Пакистане 134 аэропорта, из которых с твердым покрытием — 94, без твердого покрытия — 43.

Внешняя торговля

Торговые связи с зарубежными странами имеют важное значение для современной экономики Пакистана, особенно для обрабатывающей промышленности и товарного сельскохозяйственного производства.

Пакистан на протяжении длительного времени испытывает трудности из-за отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. В 1970-е годы экспортные поступления быстро увеличивались, но импорт оказался еще динамичнее, отчасти вследствие скачка цен на нефть в 1973–1974 гг. В 1996 году экспорт достиг 9,3 млрд., а импорт 11,8 млрд. долл. Дефицит отчасти покрывался денежными переводами от пакистанцев, выехавших на заработки в другие государства (более 1,5 млрд. долл.), и иностранной помощью. Внешний долг Пакистана оценивается примерно в 30 млрд. долл. В 1997 валютные резервы страны составляли 1,8 млрд. долл.

Тысячи граждан Пакистана с разным уровнем профессиональной подготовки работают за границей, прежде всего в государствах Персидского залива, а также в Великобритании, Канаде и США.

Как и в большинстве стран «третьего мира», в Пакистане большую роль играют зарубежные средства, поступающие в форме безвозмездных ссуд и кредитов. В 1996 году помощь извне составила почти 1 млрд. долл. Основная часть ресурсов была выделена консорциумом, созданным Всемирным банком. В качестве основных доноров выступили США, ФРГ, Канада, Япония и Великобритания.

В 2008 году объем экспорта составил 21,1 млрд долл. Основные экпортируемые товары - текстиль, рис, кожаные изделия, ковры. Основные покупатели — США 16,1 %, ОАЭ 11,7 %, Афганистан 8,6 %, Великобритания 4,5 %, Китай 4,2 %. Объем импорта составил 38,2 млрд долл. Основные импортируемые товары — нефть, нефтепродукты, машины, пластмассы, транспортные средства, железо и сталь, чай. Основные поставщики — Китай 14,3 %, Саудовская Аравия 12,2 %, ОАЭ 11,3 %, Кувейт 5,5 %, США 4,8 %.

Денежное обращение и банковская система

Денежная единица Пакистана - Пакистанская рупия (PRe, PRs) состоит из 100 пайс. В ходу банкноты номиналом в 1000, 500, 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 рупию, а также монеты достоинством в 2 и 1 рупию, 50, 25 и 10 пайс.

Эмиссией пакистанской рупии занимается Государственный банк Пакистана, находящийся в Карачи. В стране действуют несколько крупных коммерческих банков. Финансовое обеспечение проектов развития входит в компетенцию Банка сельскохозяйственного развития, Федерального кооперативного и ряда других банков. Пакистанские банки были национализированы в 1974 году, но некоторые из них впоследствии были возвращены в частный сектор.

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА