Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Панамы: промышленность, торговля, транспортная сеть
Экономика Панамы базируется на эксплуатации Панамского канала, а также на банковском деле, страховом деле, регистрации судов под флагом страны и туризме. Эти отрасли составляют примерно две трети ВВП Панамы, в них заняты примерно две трети работающих. ВВП на душу населения в 2009 году — 11,9 тыс. долл. (93-е место в мире). Промышленность даёт около 17 % ВВП (занято 18 % работающих), а сельское хозяйство — около 6 % ВВП (занято 15% работающих). Основные сельскохозяйственные культуры — бананы, рис, кукуруза, кофе, сахарный тростник, овощи; разводится скот. Отрасли промышленности — строительство, пивоварение, цемент и другие стройматериалы, производство сахарного песка.
Своеобразие географического положения Панамы проявилось и в структуре её хозяйства, специализирующегося ещё с колониальных времён на сфере между народных услуг, диапазон которых постоянно расширялся. На сферу услуг приходится около 82% ВВП, в то время как на сельское хозяйство - 6,0%, на обра батывающую промышленность - 17,0%, на строительство - 5,0%. Такой тип хозяйства получил опре деление "транзитная экономика". Её системообразующими элементами являются межокеанский шлюзовой канал, ведущая в Западном полушарии зона свободной торговли в г. Колон (ЗСТК), крупный международный банковский центр, формальный статус Панамы как крупнейшей с 1994 года морской державы мира (феномен "налоговой гавани", или "удобного флага") и туризм (с сер. 1990х гг.).
С момента открытия Панамского канала 15 августа 1914 года было зарегистрировано св. 850 тыс. проходов через канал, ежегодно канал пересекают ок. 13 тыс. судов, а пошлины за проход кораблей составляют примерно 600 млн бальбоа, т.е. ок. 6% ВВП. Объём импортнореэкспортных операций в ЗСТК в 2001 году был равен 10,16 млрд бальбоа, а число действующих здесь компаний приближается к 2 тыс.
Главными партнёрами зоны (по импорту) являются страны Азии (Сянган, Тайвань, Япония и др.), основными пользователями - страны Латинской Америки, входящие, в частности, в Ассоциацию латиноамериканской интеграции. В последние годы резко сократился экспорт РФ в ЗСТК, хотя и прежде он был небольшим в стоимостном выражении (0,5 млн долл. США в 2001 году по сравнению с 21,5 млн в 1997 году).
В международном банковском центре в Панаме, импульсом развития которого стал закон 1970, на 31 декабря 2001 года был за регистрирован 81 банк с активами, превышающими 38 млрд долл. США, хотя пик операций центра пришёлся на 1983 год, когда здесь действовали более 125 банков, а их активы приближались к 50 млрд долл. США. В реестре национального торгового флота П. к нач. 2002 было зарегистрировано 10 095 судов общим тоннажем 143,2 млн т. Благодаря льготному законо дательству 1994 в П. стал интенсивно развиваться международный туризм, в т.ч. круизный и экотуризм, вследствие притока крупных инвестиций, включая зарубежные, в инфраструктурные сооружения и зем ли, возвращённые П. Соединёнными Штатами. Если в 1994 году страну посетили 362 тыс. иностранных турис тов, израсходовавших в П. 261,6 млн долл., то в 2001 году их число составляло 500,3 тыс. (расходы - 485,9 млн долл. США).
Специфика модели транзитной экономики отражается и в структуре занятости: из общей численности экономически активного населения 1,12 млн чел. (2001) в сфере услуг занято 60,0%, в сельском хозяйстве - 18,0%, в промышленности - 15,0%, в строительстве - 7,0%, при высоком уровне безработицы - 165,3 тыс. чел. (16,5% в 2002 году и 15,6% в 2003 году).
Открытый характер экономике Панамы придаёт также свободное обращение долларовых банкнот на всей тер ритории страны. Очень низкие темпы инфляции обус ловлены отсутствием права у панамского правительст ва на выпуск бумажных бальбоа (чеканятся только мо неты), в стране нет центрального эмиссионного банка. Поэтому количество денег в стране определяется при током иностранного капитала, состоянием платёжного баланса, что ведёт в условиях развивающейся страны к необходимости внешних заимствований.
Уникальность экономической модели Панамы, основанная на её сравнительных преимуществах в глобальном разделении труда и притязаниях господствующих элит страны превратить Панаму в "Сингапур Западного полушария", обусловливает и её высокую степень уязвимости от мировой конъюнктуры, притока иностранных инвестиций и перепадов в общепланетарном климате сотрудничества. Так, в условиях торможения развития мировой экономики в последние годы, смены вектора международного сотрудничества и неустойчивой экономической конъюнктуры в Латинской Америке, оказывающей непо средственное воздействие на деятельность международного банковского центра в Панаме и ЗСТК, произошло замедление темпов экономического роста.
Сельское хозяйство Панамы
Половина крестьян пользуется государственными землями. Для внутреннего потребления выращиваются рис, кукуруза и сахарный тростник. Долгое время сохранялось сильное земельное неравенство. В 1968 году была проведена аграрная реформа и ряд земель был перераспределен в сторону крестьян. Самой плодороной зоной является провинция Чирики, где располагаются крупные плантации американских компаний таких как "Юнайтед Фрут". На них выращиваются в основном бананы, плантации расположены на тихоокеанском и атлантическом побережьях. Выращиваются также какао и кофе.
В 2004 году сектор сельского хозяйства продемонстрировал рост на 3,0%. Главным образом, вырос объем производства нетрадиционных экспортных продуктов, таких как ананасы, дыни и арбузы (рост на 39,2%). Кроме того увеличился объем производства традиционных продуктов, такие как зерно (рост на 5,2%), бобы (на 4,8%), тростник (на 3,3%), кофе (на 4,8%) и цветоводство (на 11,4%). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 2,7%; свиней - на 6,9%, а домашней птицы - на 12,7%.
Отрицательным фактором было падение производства бананов на 1,1%, из-за трудовых проблем, фитосанитарии и погодных катаклизмов; но, главным образом, из проблем спроса на европейском рынке и преобладающей проблемы фитосанитарии (борьбы с черной чумой), непосредственно влияющей на производственные расходы.
Рыболовство. В 2004 году эта отрасль показала прирост на 1,5%, по сравнению с 12,6% в 2003 году. Повышение вылова промышленной и экспортной рыбы (морской окунь, дорадо, анчоус и сельдь) составило небольшой показатель (всего 1,5%) в этой сфере деятельности. Экспорт креветки столкнулся с проблемой падения мировых цен, что стало следствием отказа Европы импортировать креветку, и увеличения предложения этого продукта от азиатских стран, оставляя шанс данной отрасли работать только с рынком США.
Промышленность Панамы
Горнодобывающая промышленность. В 1968 году в Серро-Колорадо (пров. Чирики) было открыто одно из крупнейших мировых месторождений меди. Правительство разработало план строительства рудника, медеплавильного завода и морского порта на Тихоокеанском побережье, однако этот проект стоимостью в 2 млрд. долл. пришлось заморозить из-за колоссальных финансовых затрат и нестабильных мировых цен на медь. Небольшие запасы меди находятся в Серро-Петакилье; разведаны, но еще не оценены залежи меди в Серро-Чойча и Рио-Пинто. В провинции Верагуас в 1980 были разведаны месторождения золота и серебра.
Нефтяные месторождения были открыты в 1980 году на шельфе близ островов Сан-Блас и в 180 км к востоку от города Панама. В 1982 году правительство одобрило проект строительства нефтепровода из залива Чирики на тихоокеанском побережье к Бокас-дель-Торо на побережье Карибского моря, где предполагается возвести терминал для загрузки танкеров. Стоимость проекта оценивается в 250 млн. долл.
Обрабатывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность получила развитие после окончания Второй мировой войны. Больше развиты пищевая и легкая промышленность, развивается химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. Есть заводы по переработке сахарного тростника.
Обрабатывающая промышленность после вступ ления Панамы в ВТО в 1997 году находится в полосе затяжного кризиса (спад в 2000 году составил 3,5%) вследствие утра ты конкурентоспособности, что ведёт к сокращению её доли в ВВП и товарном экспорте. Обрабатываю щая промышленность представлена мелкими пред приятиями, ведущее место в ней занимает пищевая промышленность: производство сахара (146 тыс. т, 2001 год), переработка и консервирование молока, фруктов, овощей, рыбы, производство спиртных и прохладительных напитков. Сокращается производство ко жевеннообувной и швейной промышленности. Име ются небольшие мощности по производству мебели из махагони. Развиты кустарные промыслы. На фоне кризиса в обрабатывающей промышленности при не значительном объёме горнорудного производства и резкого спада в строительстве (-11% в 2002 году) устойчивыми темпами растёт выработка электроэнергии, в большинстве на гидростанциях - 4,86 млрд кВтч (2001) и 5,1 млрд (2002), прирост 14%.
Внешняя торговля Панамы
Экспорт — 10,3 млрд долл. (в 2008 году): бананы, креветки, сахар, кофе, одежда. Основные покупатели: США - 39,2 %, Нидерланды - 10,7 %, Коста-Рика - 5,8 %, Швеция - 5,4 %, Великобритания - 5,4 %, Испания - 5 %.
Импорт — 14,9 млрд долл. (в 2008 году): промышленная продукция, продовольствие, потребительские товары, химическая продукция. Основные поставщики: США - 29,6 %, Коста-Рика - 5 %, Китай - 5 %, Япония - 4,2 %.
Денежная система Панамы
Панамская валюта — бальбоа была введена с 1903 года, после отделения от Колумбии. Однако на практике бальбоа мало применяется. Панама имеет собственную чеканку, но как бумажная валюта используются доллары США. В Панаме чеканятся монеты максимальным достоинством в 5 бальбоа, а также 1 бальбоа и более мелкие (с 1934 года курс бальбоа твердо привязан к американскому доллару в соотношении 1:1).
Панама была первой из трех стран Латинской Америки, пришедшей к долларизации; позже были долларизированы Эквадор и Сальвадор.
Транспорт Панамы
Общая протяженность железных дорог - 238 км, автодорог -8 530 км, внутренних водных путей - 800 км (из них - 82 км Панамского канала, соединяющего Тихий океан с Атлантическим). Порты страны: Колон, Кристобаль, Панама.
Панамский канал
Начиная с открытия Тихоокеанского побережья Панамы, многие мечтали создать возможность соеденить Атлантику и Тихий океан, таким образом избегая 12,000-мильную поездку вокруг Южной Америки. Таким знаменательным днём в истории всемирного пароходства стал август 1914, после десятилетий планирования и раскопок, одно из самых интересных сооружений в мире начало своё существование, открыв тем самым новую эру развития для Панамы. Хотя расстояние от одной береговой линии до другой всего лишь 40 миль, изобретательность и упорство создателей канала очевидны на каждом участке этого уникального сооружения.Панамский канал пролегает поперёк страны, его длина 80 км. (50 миль) от столицы на Тихом океане до города Колон на Карибском море. Канал, как широко полагают, является одним из самых интересных мировых технических достижений. Соединенные Штаты - наибольший пользователь Канала в терминах грузового тоннажа, хотя в последнее время азиатские страны так же начинают использовать маршрут для своих торговых судов. Приблизительно 12 % американской морской международной торговли, в терминах тоннажа, ежегодно проходят через Канал. Суда, направляющиеся в Японию с ВОсточного побережья Соединенных Штатов экономят приблизительно 3 000 миль, проходя через Канал; суда, приплывающие из Эквадоры, следующие в Европу экономят приблизительно 5 000 миль.
Около 13 000 судов проходят транзитом Канал каждый год, буксируя приблизительно четыре процента всемирных товаров вокруг земного шара. 70 процентов всей торговли через Канал привязаны к компаниям, базирующимся в США. Пятьдесят миллионов галлонов пресной воды необходимы, чтобы пустить в ход одно судно через Канал, все это поставляется бесплатно лесами с ближайших склонов, которые захватывают обильные тропические дожди и кормят Канал реками.
Управление Панамского канала осуществила программу усовершенствования, стоимость которой составила 1 миллиард долл., которая способствует поддрежанию Канала. Программа включает расширение узкого Сокращения Гэйлларда, позволяющего двухстороннее движение для даже наибольших судов и увеличивающего вместимость и пропускную способность Канала.
В 1903 году Республика Панама и Соединенные Штаты подписали Соглашение Панамского канала, которое позволило Соединенным Штатам строить и управлять каналом, соединяющим Тихий океан с Карибским морем через Панамский перешеек. Соглашение предоставило Соединенным Штатам использование и контроль Зоны Канала, приблизительно 10 миль шириной, в котором Соединенные Штаты обладали полными верховными правами. В свою очередь, Соединенные Штаты гарантировали независимость Панамы и заплатили правительству Панамы 10 миллионов долл., так же как ренту 250 000 долл., которая каждый год увеличилась по оговоренной формуле.
7 сентября 1977 новое Соглашение Панамского канала было подписано президентом Панамы Торриджосом и Президентом США Картером, которые передали полный контроль Канала Панаме 31 декабря 1999. Согласно этому Соглашению, Компания Панамского канала, Зона Канала, и ее правительство были лишены гражданских прав 1 октября 1979 года, и заменены Комиссией Панамского канала, которая управляла Каналом в течение 20-летнего периода перехода, который начался с Соглашения. Комиссия Панамского канала была теперь заменена новым панамским юридическим лицом, департаментом Управления Панамского канала. Соглашение гарантировало постоянный нейтралитет Канала. Контроль над Американскими военными средствами обслуживания в прежней Зоне Панамского канала вернулся к местным властям. Американская Южная Команда и армия США войска Юга ушли из Панамы в конце 1999 года.
Сам канал постоянно подвергается программе модернизации и обслуживания, на что выделяется до 1 миллиарда долл., процесс включает окончание расширения Сокращения Гэйлларда, так же как усовершенствование локомотивов, ведущих суда через замки, портовый бассейн, рывки и все машины операции Канала. Кроме того, Уоравление Панамского канала объявило о подготовке проекта строительства третьего набора замков. Многофазная программа включает строящие дополнительные водные бассейны, которые помогут увеличить водную пригодность для Канала и предельных городов; выемка грунта входов в Канал, дабы позволить вход больших судов в порты; строительсдтво новых замков и двух мостов в последующие десять лет.
Порты и Железная дорога
Дополнительно порты Панамы расширяют их контейнерную вместимость. Мансанильо Международный Терминал закончил программу расширения за 100 миллионов долл., порт Бальбоа, заканчивает программу расширения за 130 миллионов долл., и другую фазу за 200 миллионов долл. Вечнозеленый порт в Колон Сити войдет во вторую фазу расширения, как и новый порт Farfan, расположенный на Тихоокеанской стороне.Вся эта деятельность позволит увеличить трансферные способности Панамы p более чем до 2.8 миллиона контейнеров ежегодно в 2005 году и продолжит наращивать эти мощности в ближайший период. Сейчас Панама это номер 1 как контейнерный центр перегрузки в Латинской Америке.
Вместе с портами, восстановленная железная дорога "Канзас-Сити Южные Железные дороги", соединяет порты, создающие мост земли и служит дополнением транспортной нинфраструктуре Канала.
Этот порт и деятельность железной дороги будут требовать дополнительные услуги от местной экономики, типа финансирования, страхования, специализировали обслуживания и ремонта, электричества и воды, телекоммуникации, обучения трудовых кадров и другие услуги,всё это создаст новые деловые возможности логистики грузовых отраслей промышленности.
Источник - http://www.republicapanama.ru/kanal.htm
http://www.sqom.ru/la/epanam.html
http://ru.wikipedia.org/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны