Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Парагвая: финансы, торговля, промышленность, транспорт
Парагвай – одна из наименее развитых стран Южной Америки. Основу ее экономики составляет сельское хозяйство, и ее экономическое развитие замедляется недостатком квалифицированной рабочей силы, неразвитостью транспортной системы и недостатком источников финансирования. Во второй половине 20 в. правительство разрабатывало различные программы стимуляции развития, в том числе увеличения государственных инвестиций в строительство дорог, аэропортов и электроэнергетическое строительство.
Доля экономически активного населения в Парагвае составляет примерно треть его общей численности. Из этого количества 38% было занято в сельском хозяйстве, 20% – в промышленности и строительстве, 25% – в торговле и сфере услуг, 4% работали на транспорте, в системе связи и коммунальном хозяйстве. Количество безработных составляло 9%.
Многие важные сферы в обслуживании населения обеспечиваются государством, включая электроэнергию, водоснабжение, телекоммуникации, железнодорожный и водный транспорт. Государству принадлежат Центральный банк и Банк национального развития. В том, что касается прав собственности и предпринимательской деятельности, иностранцы пользуются теми же правами, что и граждане Парагвая. Правительство поощряет частные капиталовложения, однако оставляет за собой право вмешиваться в экономику в тех случаях, когда возникает угроза национальному благосостоянию.
Сельское и лесное хозяйство Парагвая
Сельское хозяйство дает четверть дохода страны. Главная сельскохозяйственная культура — хлопок. Выращиваются также экстракт дерева квебрахо, мате (парагвайский чай), пальмовое масло. В стране насчитывается 8 миллионов голов крупного рогатого скота.
В Парагвае пашни занимают 10% территории, постоянные пастбища – 39% и лесные угодья – 35%. В 1995 году сельское хозяйство обеспечивало 26% ВВП страны. Основными источниками экспортных поступлений являются доходы от вывоза хлопка и соевых бобов. Экспортируются также растительные масла, мясные продукты, шкуры и кожа. В 1993 в стране насчитывалось около 8 млн. голов крупного рогатого скота. Прежде мясо было основным продуктом экспорта, однако в 1970–1980-е годы объем поставок резко сократился. Торговля с Бразилией лишь частично возмещает потерю европейского рынка. Как правило, Парагвай полностью обеспечивает себя такими продуктами, как рис, кукуруза, пшеница и соевые бобы.
Продукция лесного хозяйства имеет большое значение для страны, с одной стороны, как сырье для собственной обрабатывающей промышленности, а с другой – как предмет экспорта. Когда-то лесоматериалы были основным экспортным товаром Парагвая, и до сих пор они составляют важную статью в структуре экспорта. Экономический потенциал отрасли снизился в результате интенсивного сведения лесов в восточных районах страны; большая часть сохранившихся лесов находится в труднодоступной области Чако. Помимо собственно лесоматериалов, к лесопродуктам относятся парагвайский чай, или мате (вечнозеленый кустарник – разновидность падуба, из листьев и молодых побегов которого готовят тонизирующий напиток), экстракт кебрачо, растительный воск, эфирные масла, тунговый орех, пальмовое масло и кокосовый орех. Большая часть этих продуктов экспортируется.
Промышленность Парагвая
Добывающая промышленность развита слабо. Вклад обрабатывающей промышленности в экономику Парагвая составляет около 15%. Основные отрасли промышленности Парагвая: пищевкусовая (в т. ч. мясохладообрабатывающая), деревообрабатывающая, текстильная, кожевенно-обувная, производство экстракта кебрачо, цементная.
Легкая доставка промышленных товаров из-за рубежа не создавала достаточного побудительного стимула для развития собственной промышленности. В стране преобладают мелкие промышленные предприятия, которые занимаются главным образом переработкой местной сельскохозяйственной продукции. Наибольшее значение имеет производство пищевых продуктов и напитков, сигарет, соевого масла, хлопчатобумажных тканей и цемента. Большая часть предприятий сосредоточена в окрестностях Асунсьона. В 1986 году в Вилья-Аес, к северу от Асунсьона, был открыт крупный сталелитейный завод – он находится в совместном владении парагвайского правительства и представителей деловых кругов Бразилии. Еще один сталелитейный завод – собственность бразильской компании – вступил в строй в 1993 году.
Энергетика Парагвая
В домашнем хозяйстве в качестве топлива до сих пор чаще всего используется дерево и древесный уголь, и хотя древесина составляет важную статью экспорта, значительная часть добываемого в Парагвае дерева сжигается. Что касается автомобильного горючего, то Парагвай последовал примеру Бразилии, используя в этих целях спирт.
Парагвай стал крупным производителем и экспортером электроэнергии, полученной на построенных здесь гидроэлектростанциях. До 1960-х годов недостаток и дороговизна электроэнергии являлись серьезным препятствием для индустриализации страны. В 1968 году была пущена в ход небольшая гидроэлектростанция на р.Акарай. В 1974 году, когда Парагвай уже производил достаточно электроэнергии, чтобы поставлять ее в соседние страны, было подписано соглашение с Бразилией о постройке гидроэнергетического комплекса Итайпу на р.Парана. Этот комплекс, строительство которого обошлось в 20 млрд. долл., вступил в строй в 1984 году и вышел на полную мощность – 12 600 МВт – в 1991 году. По условиям соглашения, половина произведенной энергии принадлежит Парагваю, и большая ее часть экспортируется в Бразилию. В середине 1990-х годов начала функционировать еще одна ГЭС – Ясирета, расположенная также на р.Парана ниже Итайпу и построенная совместными усилиями Парагвая и Аргентины. Однако, несмотря на большое количество электроэнергии, производящейся в Парагвае, в середине 1990-х годов в этой стране было электрифицировано всего 51% домов.
Транспорт Парагвая
Транспортная система Парагвая включает речные пути общей протяженностью 3,5 тыс. км (реки Парагвай и Парана), автомагистрали, шоссе и дороги местного значения, внутренние и международные авиалинии и железную дорогу – одну из старейших в Южной Америке. По данным 1995, общая протяженность дорог в Парагвае составляла около 30 тыс. км. Однако 9% из них имели твердое покрытие, а остальные представляли собой грунтовые дороги, по которым движение возможно только в сухой сезон. По территории Парагвая проходит участок Панамериканского шоссе длиной ок. 700 км.
Трансчакское шоссе соединяет Асунсьон с территорией Боливии. Общая длина железных дорог в 1995 году составляла всего около 970 км при том, что большая часть из них непригодна к эксплуатации. В Асунсьоне функционирует современный аэропорт, обслуживающий как международные, так и внутренние линии. Вследствие внутриконтинентального положения Парагвая для экономического развития этой страны большое значение имеет развитие более скоростных и дешевых видов транспорта. С этой целью правительство осуществляет программу усовершенствования водного транспорта и постройки улучшенных автомагистралей, соединяющих Парагвай с соседними Аргентиной, Боливией и Бразилией.
Внешняя торговля Парагвая
Основные статьи экспорта Парагвая составляют хлопок и соевые бобы. Большое значение имеют также растительные масла и лесоматериалы. Импортируются нефть и нефтепродукты, различное производственное оборудование, железо и сталь, пищевые продукты и транспортные средства. Основные торговые партнеры Парагвая – Бразилия и Аргентина, члены латиноамериканского общего рынка МЕРКОСУР. Важным поставщиком нефти является также Алжир. Помимо этого, ведется торговля со странами Западной Европы, Соединенными Штатами и Японией.
В 1997 году объем официально зарегистрированного экспорта составил 728 млн. долл., а импорта – 1,4 млрд. долл. Однако эти цифры не отражают истинного объема операций, так как значительная часть внешнеторговых операций в Парагвае приходится на контрабанду. Стоимость незаконно реэкспортированных товаров оценивается в 1,5 млрд. долл.
Тем не менее дефицит торгового баланса Парагвая создает серьезные проблемы. В конце 1970-х – начале 1980-х годов этот дефицит в значительной мере покрывался притоком средств в рамках международного гидроэнергетического проекта – строительства комплекса Итайпу. В середине 1980-х годов, после завершения строительства, поступление средств прекратилось, что немедленно сказалось на состоянии платежного баланса страны. К концу 1986 внешний долг Парагвая достиг 1,9 млрд. долл. (причем в эту сумму не включена часть расходов на строительство, приходящаяся на долю Парагвая, так как эту задолженность Парагвай выплачивает поставками электроэнергии в Бразилию). К 1996 сумму внешнего долга удалось существенно снизить.
Долгое время Парагвай был центром контрабандной торговли для всей Южной Америки. Низкие налоги и отсутствие четкого порядка и соблюдения таможенных правил делали выгодным ввоз товаров для их незаконной перепродажи в Аргентину или Бразилию. Согласно данным полицейских расследований, эта страна является также перевалочным пунктом в торговле кокаином и другими наркотиками и центром «отмывания» полученных от их продажи прибылей.
Денежная система Парагвая
Денежная единица Парагвая – гуарани, составляющая 100 сентимо. Темпы инфляции в период 1991–1995 годов составили в среднем 16,6% в год. Банковская система Парагвая включает Центральный банк, семь банков развития и девять коммерческих банков, а также многочисленные сберегательные и кредитные учреждения. Национальный банк общественных работ является главным учреждением, предоставляющим кредиты для нужд промышленности и сельского хозяйства. По всей стране действуют около 50 его отделений и представительств. В Парагвае функционирует также ряд иностранных банков – Бразилии, Испании, США и других государств. В 1993 году в Асунсьоне открылась фондовая биржа.
Государственная экономическая политика в 1990-х годах была направлена главным образом на снижение инфляции путем ограничения затрат и ужесточения налоговой политики. Бюджет центрального правительства в течение ряда лет сводился с активным сальдо; кроме того, для увеличения поступлений были введены новые налоги. Такая политика позволила Парагваю уменьшить внешний долг с 2,4 млрд. долл. в 1989 до 1,3 млрд. долл. в 1996 году. Однако вложений государственных средств оказалось недостаточно, чтобы справиться с рядом структурных проблем, тормозящих экономическое развитие; к числу последних относятся недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень образования и резко выраженное экономическое неравенство. Помощь других стран и иностранные капиталовложения поступают скудно – в середине 1990-х годов они составляли примерно 200 млн. долл. в год. Наиболее крупными иностранными инвесторами являются бразильские фирмы.
Источник - http://www.gecont.ru/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны