Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Португалии: промышленность, транспорт, финансовая система
Португалия — индустриально-аграрная страна. Доля в ВНП: промышленность 40, сельское хозяйство 6. Добыча пиритов, вольфрама, урана, олова, железной руды, угля. Производство электроэнергии 33,3 млрд кВт·ч (1995), главным образом на ГЭС.
Наиболее важные традиционные отрасли промышленности — текстильная (хлопчатобумажная и шерстяная), швейная, виноделие, производство оливкового масла, рыбных консервов, обработка пробковой коры (ведущее место в мире). Черная и цветная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт, автосборка, электротехническое); развивается химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, цементная, стеклянно-керамическая (производство синей облицовочной плитки) промышленность.
В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Ок. 1/2 обрабатываемых земель занято пашней; виноградарство, плодоводство, оливковые насаждения. В животноводстве разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство. Рыболовство (улов 253,9 тыс. метрич. т в 1994, главным образом сардины).
Длина (1996, тыс. км) железных дорог 3, автодорог 68,7.
Экспорт: текстильные и швейные изделия, продовольственные товары, пробка, суда, электрооборудование, химическая продукция. Основные внешнеторговые партнеры — страны Европейского сообщества. Иностранный туризм (ок. 10 млн человек в год).
История экономики Португалии
Наибольшего расцвета экономика Португалии достигла в XV - XVI веках в эпоху колониальных завоеваний. Это могущество было утрачено после неудачного союза с Испанией в XVII веке, землетрясения, разрушившего Лиссабон в 1755 году и предоставления независимости Бразилии в 1822 году. Республика была провозглашена после революции 1910 года. Затем были почти 60 лет правления диктаторского режима Салазара. В этот период инвестиции направлялись главным образом в африканские колонии, а прибыли, полученные в них, использовались для поддержания положительного сальдо торгового и бюджетного балансов. В 1974 году прокоммунистически настроенные военные свергли диктатуру и начали демократические реформы. В следующем году была предоставлена независимость африканским колониям. После провала путча правых сил в 1975 году в стране была проведена национализация банков, страховых компаний, большинства крупных предприятий и крупных землевладений. В 1986 году Португалия вступает в ЕС, что привело к значительному экономическому росту.
Статистические показатели Португалии
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 92.4 |
Население, млн. человек | 10.8 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 210.6 |
Инфляция, % | 2.9 |
Уровень безработицы, % | 15.3 |
Посмотреть всю статистику Португалии...
После вступления в ЕС экономика Португалии становится более диверсифицированной и ориентированной на услуги. В течение последних 10 лет было приватизировано много ранее национализированных предприятий, либерализованы такие ключевые отрасли как финансы и телекоммуникации. Рост ВВП Португалии превышал среднеевропейский, но замедлился в 2001-2003 годах. Дальнейшему росту ВВП и производительности труда мешает, в частности, низкий уровень образования. С 1 января 2002 денежной единицей Португалии стало евро, заменившая эскудо. Курс эскудо к евро фиксированный и составляет 200,482 эскудо за 1 евро.
Промышленность Португалии
Три четверти всех производственных мощностей Португалии сосредоточено в двух промышленных районах: Лиссабон-Сетубал на юге и Порто-Брага-Авейру на севере страны. В районе Лиссабон -Сетубаль действуют предприятия нефтеперерабатывающей, химической, сталелитейной, автомобилестроительной, электронной, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, по производство стройматериалов. В округе Лиссабон выпускается также электронное оборудование. На Севере преобладает легкая промышленность: Порто производит текстиль, обувь, мебель, вино, Авейру - целлюлозно-бумажные изделия и изделия из дерева, Брага - одежду, электронику, потребительские товары. В Порту находится самый крупный в стране нефтеперерабатывающий завод. Многие промышленные предприятия химической, целлюлозно-бумажной, цементной и пищевой промышленности сконцентрированы в прибрежной полосе между Порту и Лиссабоном.
Минеральные ресурсы и горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Португалии весьма разнообразны, но преобладают небольшие месторождения. Самые крупные рудники находятся на севере страны, в значительных объемах добываются вольфрам, олово, хром и другие цветные металлы, а также уран. В восточной части долины р.Дору разрабатывают месторождения железной руды. Самые крупные рудники находятся на севере страны. Ведется коммерческая добыча вольфрама, олова, хрома, а также урана. Вольфрам в значительных объемах экспортируется.
Обрабатывающая промышленность дает ок. 40% ВВП, на ее долю приходится 32,6% всех занятых. Традиционные отрасли - текстильная, швейная, обувная, керамическая, судостроительная. Для них характерны невысокая производительность труда и устаревшие технологии. Новые отрасли промышленности - автомобилестроение, электронная, электротехническая, химическая. Уровень производительности труда в промышленности Португалии ниже, чем в других странах ЕС. Португалия сильно зависит от импортного топлива (на его долю приходится 80% общего энергопотребления). Низкосортный антрацит добывается близ Порту. Гидроэнергетический потенциал Португалии хорошо освоен, и ГЭС дают половину потребляемой в стране электроэнергии.
Сельское хозяйство Португалии
Основная зерновая культура Португалии - пшеница, второе место занимает кукуруза. Пшеницу выращивают преимущественно на юге страны, кукурузу - на севере. Кроме того, товарное значение имеют бобовые, овес, рожь, ячмень и рис. Важной продовольственной культурой является картофель.
Огромную роль в сельском хозяйстве играют виноградарство и виноделие. Португалия - одна из ведущих западноевропейских стран-экспортеров вина. Наиболее важные районы виноградарства - долины северных рек Дору, Мондегу и Лима. Виноградники расположены также в Алгарви и на п-ове Сетубал, непосредственно к югу от Лиссабона. Португальские десертные вина, особенно портвейн и мускат, а также розовые столовые вина известны на весь мир.
Длинная береговая линия Португалии и богатство рыбных ресурсов в прибрежных водах способствовали развитию рыболовства. В составе улова преобладают сардины, также у берегов страны ведется лов сардин, анчоусов, тунца, а в Северной Атлантике - трески. Главные рыболовные порты - Матозиньюш, Сетубал, Портиман.
Лесное хозяйство играет значительную роль в экономике Португалии, треть территории страны покрыта лесами.. Коммерчески ценными породами являются сосна и пробковый дуб. Португалия ежегодно производит больше сырья из пробкового дуба, чем весь остальной мир. Эвкалипты, завезенные из Австралии, являются основным источником сырья для производства целлюлозы.
Транспорт Португалии
Длина сети железных дорог 2,8 тыс. км, автомобильных - 68,7 тыс. км. По западноевропейским стандартам транспортная сеть недостаточно развита. Обширные инвестиции в автомобильные и железные дороги направлялись за счет субсидий и займов ЕС. Основные порты: Авейро, Фуншал (Мадейра), Орта (Азорские о-ва), Лиссабон, Порту, Понта-Делгада (Азорские о-ва), Сетубал, Вьяна-ду-Каштел. В Португалии насчитывается 66 аэропортов, международные аэропорты функционируют в Лиссабоне, Порту, Фару, на Азорских о-вах и Мадейре.
Внешняя торговля и платежи Португалии
После революции 1974 года торговый баланс Португалии имел циклическую структуру: годы с положительным сальдо чередовались с годами с дефицитом. Дефицит товарооборота обычно компенсировался за счет доходов от туризма и денежных переводов португальских рабочих-эмигрантов. В 1995 доходы от иностранного туризма составили 4,8% ВВП. Основные виды экспортных товаров - текстиль, одежда, обувь, лесоматериалы (включая пробку), суда, электрооборудование, химические продукты. Импортируют в основном энергоносители, сырье для ряда отраслей промышленности и продовольствие. Главные торговые партнеры Португалии - страны ЕС (ФРГ, Франция и Великобритания). Португалия ежегодно переводит значительные проценты и платежи по дивидендам в соответствии с международной задолженностью и ростом прямых иностранных инвестиций. Внешний долг Португалии в 1997 составлял 63,2% ВВП. Интеграция с ЕС. Участие в ЕС (с 1986) потребовало отмены протекционистской политики. В 1991 Португалия оставалась самой бедной из стран ЕС, но членство в этой организации позволило влить новый капитал в экономику страны. Суммы прямых иностранных инвестиций после 1986 ежегодно удваивались.
Финансовая и банковская системы Португалии
В 1989 году в банковском секторе Португалии начался период реформ. Его правовая база претерпела значительные изменения. До 1993 года сектор подразделялся на три группы: коммерческие банки (краткосрочные операции), инвестиционные банки (среднесрочные) и сберкассы (преимущественно долгосрочные кредиты на приобретение жилья). С вступлением в силу нового законодательства, учитывающего все еврозданной им системе сегментирования рынка со специальными сетями для отдельных групп клиентов. Португалия известна также высокой степенью распространения и универсального использования магнитных карт. Число банкоматов и электронных терминалов в 1990—1995 годах выросло с 3000 до 45000, а число операций с 49 до 195 млн в год, превысив среднеевропейский уровень. Ещё в начале 80х годов крупнейшие банки создали единую карточную систему. Сейчас половина португальцев имеет платёжную карту Мультибанко, с помощью которой можно не только получить наличные в любое время суток, но и открывать через банкоматы срочные вклады, оплачивать коммунальные услуги, покупать товары в супермаркетах или звонить по телефону. В борьбе за клиентов банки снизили процентные ставки с двухзначных значений в начале 90х годов до 5,7—6%. По данным Объединения португальских банков, процентная маржа в отрасли сократилась с 5,28% в 1990 году до 2,61% в 1995 году. В стремлении компенсировать потери банки начали взимать с клиентов плату за ранее бесплатные услуги, а также заниматься страховыми, лизинговыми и другими операциями. Кроме того, банки стали уделять больше внимания работе на фондовом рынке. Доля прибыли от арбитражных операций и от вложений в облигации с фиксированными ставками в суммарном доходе банков постоянно растёт. Рынок производных фининструментов находится в стадии зарождения, и прибыль от них пока невелика. Ещё одним возможным источником увеличения доходности может стать повышение комиссионных, которые в Португалии традиционно одни из самых низких в Европе. Благоприятная тенденция развития финансовой системы иллюстрируется тем, что Центробанк смягчил политику высоких процентных ставок, проводившуюся для поддержания паритета национальной валюты. Благодаря росту производительности труда удалось в 1990— 1996 годах удвоить число филиалов с 1991 до 3729 (сейчас один филиал приходится на 2500 жителей), сохранив общее число занятых в отрасли на уровне 60000 человек. В 1995 году в 46 португальских банках работало 58892 сотрудника, что лишь на 270 человек меньше, чем в 1990 году. Самым важным для банков остаётся близость к клиентам. Банк Португалии в качестве центрального банка участвует в реализации денежной и финансовой политики и имеет исключительное право денежной эмиссии. Денежная единица Португалии - эскудо. Хотя в начале 1990-х годов ряд португальских банков был продан частным инвесторам, свыше 80% всех денежных сделок осуществлялось государственными банками. Система налогов строится на налоге на добавленную стоимость (введен в 1986) и новом подоходном налоге (введен в 1989).
Источник - http://www.gecont.ru/
НОВОСТИ СТРАН МИРА
07.03.2023 16:58 Мировой туризм 2023: коронавирусных ограничений почти не осталось
14.07.2022 18:48 Германия не готова к «идеальному шторму»
02.09.2021 21:23 Египет надеется на рост туризма в связи с возобновлением полетов из России
24.07.2021 18:48 Экономика России идет на поправку, но инфляционное давление нарастает
21.12.2020 18:43 Как диверсифицировать экономику Мальдив, ориентированную на туризм
11.09.2020 12:44 ЦБ РФ рассмотрит вопрос о снижении ставки для стимулирования экономики
19.08.2020 13:05 Маврикий искоренил коронавирус и теперь ему нужны туристы
16.08.2020 13:33 WTTC предоставил Танзании статус «безопасной для путешествий» страны